Киевский троллейбус


Киевский троллейбус (укр. Киïвський тролейбус) – троллейбусная сеть Киева, крупнейшая на Украине и одна из крупнейших в мире: занимает первое место по длине контактной сети. Открыта 5 ноября 1935 года и является хронологически второй на постсоветском пространстве после Москвы.

По состоянию на ноябрь 2023 года имеется 44 маршрута, 495,6 км сети, 4 депо и 614 машин. Ежедневный выпуск составляет около 280 машин.[2]

Троллейбусное движение в Киеве было открыто 5 ноября 1935 года в 17:00 четырьмя троллейбусами ЛК-5 по маршруту № 1 «пл. Льва Толстого — ул. Загородная» по улице Красноармейской, затем маршрут назывался «пл. Льва Толстого — завод им. Дзержинского». Тогда же было построено депо на 17 мест. На церемонии открытия присутствовали Станислав Косиор и Павел Постышев. До войны троллейбус развивался в центре, частично заменяя снятые трамвайные линии по Крещатику и улице Красноармейской, однако приоритет всё равно оставался за трамваем. 2 июня 1936 года продлена линия от пл. Л. Толстого до вокзала по улицам Крещатик, Ленина (сейчас — ул. Б. Хмельницкого), Пирогова, бульв. Т. Шевченко, ул. Коминтерна (сейчас — ул. С. Петлюры) — до вокзала продлён маршрут № 1. Тогда же открыто троллейбусное депо № 1 рядом с заводом имени Дзержинского.

2 октября 1937 года введена новая линия «ул. Ленина — пл. III Интернационала (сейчас — Европейская пл.)» по ул. Крещатик, пущены маршруты № 2 «Вокзал — пл. III Интернационала» и № 3 «пл. III Интернационала — Завод им. Дзержинского». Это было последнее предвоенное расширение троллейбусной сети.

Во время немецкой оккупации движение троллейбусов было прекращено, часть троллейбусов была угнана в Кёнигсберг.

5 ноября 1944 года троллейбусное движение было восстановлено на участке «пл. Л. Толстого — завод имени Дзержинского».