Кинематограф на языке маратхи


Маратхиязычный кинематограф включает в себя фильмы на языке маратхи, снимаемые в штате Махараштра, Индия. Является одним из старейших в индийском кино. К нему относят первый немой полнометражный индийский фильм «Раджа Харишчандра»[1], снятый в 1913 году Дадасахебом Фальке, так как вся съёмочная группа говорила на маратхи. Центр киноиндустрии, как и в случае Болливуда, базируется в Мумбаи.

Маратхиязычный кинематограф считается старейшей киноиндустрией в Индии, поскольку к нему относят первый немой полнометражный индийский фильм «Раджа Харишчандра», так как его съемочная группа полностью состояла из представителей народа маратхи[2]. Ещё одним фильмом, вышедшим до появления в кино звука, который относят к кинематографу на маратхи, является исторический эпос Sairandhari (1920), снятый Бабурао Пейнтером[англ.] на следующий год поле основания Maharashtra Film Company[англ.]. Эпизоды из истории маратхов были выбраны им из-за его особого интереса к декорациям, костюмам, дизайну и живописи, что позволило ему в дальнейшем специализироваться в историческом жанре. Бабурао Пейнтер создал множество немых фильмов вплоть до 1930 года. Однако Maharashtra Film Company потеряла свои позиции после появления в кино звука[3].

Первый звуковой фильм на маратхи, «Царь Айодхьи» (англ. Ayodhyecha Raja), как и первый индийский фильм основанный на легенде о радже Харишчандре, был снят в 1932 году, всего через год после выхода первого звукового фильма на хинди «Свет мира»[4][5].

Своего расцвета кинематограф достиг с появлением таких деятелей кино, как В. Шантарам[англ.], Мастер Винаяк[англ.], Бхаджи Пендхаркар[англ.], Прахлад Кешав Атре, Г.Д. Мадгулкар[англ.] и Судхир Пхадке[англ.]. Из кинокомпаний в отрасли доминировала Prabhat Film Company[англ.], выпустившая за полтора десятилетия 20 фильмов, большая часть которых была двуязычной[англ.]. Под их баннером в 1933 году В. Шантарам предпринял попытку снять цветной фильм Sairandhari. Плёнка была отснята и проявлена в Индии, но для тиражирования пришлось отправиться в Германию, где выяснилось, что из-за технических дефектов допущенных при проявлении получить хорошее изображение было невозможно[6][7]. Выпущенный той же компанией, «Святой Тукарам» (англ. Sant Tukaram) стал первым индийским фильмом получившим награду на Венецианском кинофестивале в 1937 году[8][9]. В конце 1930-х — начале 1940-х годов индустрия удерживала за собой второе место в стране по количеству выпускаемых фильмов в год[10].