Киноляп


Ляп в кинематографе (или киноляп) — техническая, логическая, текстовая или сюжетная ошибка при съёмках, монтаже фильма или мультфильма, которая, будучи замеченной, нарушает естественность происходящего на экране, сбивает с основного ритма повествования. Ляпы могут быть допущены как случайно, так и намеренно[1].

Как признают режиссёры, в большинстве случаев ляпы — это технические проблемы[2], которых невозможно избежать при столь сложном процессе, как производство фильма. Впрочем, есть немало случаев, когда неверное отображение реальности, трактуемое зрителями как ляп, допускается намеренно, скажем, в идеологических целях или оправдывается художественным замыслом. Так, например, в фильме «Баллада о солдате», действие которого протекает в 1942 году, герои носят погоны, в реальности введённые в РККА в 1943 году. Режиссёр фильма Григорий Чухрай утверждал, что сделал это специально[2], поскольку в Европе, где потенциально могли увидеть этот фильм, уже сформировался образ советского солдата в погонах, и режиссёр не хотел его портить. К тому же в контексте сюжета фильма было важно показать преемственность поколений среди простых солдат — от Русской императорской армии к РККА.

Некоторые кинематографические условности стали настолько привычными, что на них уже не обращают внимание, и они переходят в кинематографические штампы. Например, то, что в боевиках герои укрываются от пуль за дверцей автомобиля, телом другого человека или даже за деревянной мебелью. Есть ляпы, которые стали классикой и своеобразной визитной карточкой фильмов, без которых их уже нельзя представить. Так, известно высказывание Джорджа Лукаса, комментировавшего эффектные взрывы в серии фильмов «Звёздные войны»:

Я беспокоился о том, что фанаты научной фантастики начнут говорить «ведь в космосе звуки не распространяются». Но давайте забудем про науку. Это и так понятно… я ведь хотел снять космическую сказку[3]

Количество ошибок в фильме длительностью менее двух часов может достигать сотен, и то, какая их часть будет выявлена, напрямую зависит лишь от того, насколько фильм популярен. Поиск ляпов превращается в своеобразный вид спорта[4]. Фильмы без обнаруженных ошибок являются редким исключением[5].

Для речи — как правило, связано с тем, что при съёмке актёры говорят одно, а уже при озвучивании замысел поменялся. В советском кинематографе нередко связано с требованиями цензуры.