Кировский шинный завод


АО Кировский шинный завод (КШЗ) — производитель шин в городе Кирове. Второй по величине производитель шин в России (по итогам 2011 года).

До 2009 года 89,53 % обыкновенных акций предприятия принадлежали российско-голландскому холдингу «Амтел-Фредештайн». В 2009 году из-за кредиторской задолженности предприятия Арбитражным судом Кировской области введено внешнее управление заводом. Кредиторами предприятия выступили «Альфа-Групп» и «Сибур — Русские шины»[1].

8 апреля 2010 года решением совета кредиторов все права предприятия «Амтел-Поволжье» — переданы русскому холдингу «Сибур — Русские шины». 14 декабря 2011 года 100 % акций КШЗ приобрела «Э-Волюшн Тайр», дочернее общество итальянской компании «Pirelli». В 2017 году завод вошел в контур управления Государственной корпорации «Ростех»[2]. С 2018 года предприятие вошло в состав группы организаций АО «Научно-исследовательский институт резиновых и полимерных изделий»[2].

Строительство Кировского шинного завода было начато летом 1942 года. В ночь с 6 на 7 ноября 1943 года была произведена вулканизация первых покрышек модели Я-1 (34×7) для автомобилей ЗИС («трёхтонок»). С 1946 по 1952 год прошла модернизация завода для выпуска грузовых шин: была увеличена территория производства, освоены новые технологии и оборудование. В 19541960 годы был построен цех велошинного производства. В 1965 году был запущен цех шин радиальной конструкции, использовавшихся для автомобилей ГАЗ-53 и ПАЗ-672. Радиальные шины позволили вдвое увеличить пробег, снизить расход топлива. Завод стал первым в стране предприятием, освоившим массовое производство шин новой конструкции для грузовых автомобилей, за что в мае 1966 года был награждён Орденом Трудового Красного Знамени, 43 заводчанина удостоены государственных наград. В 198286 годах сданы корпуса для пропитки и термообработки полиамидного корда, первая очередь сборочно-вулканизационного корпуса и ряд других объектов. Введённые мощности позволили производить 150 тысяч шин новых конструкций в год.

Из-за ориентации производства на нужды Министерства обороны и агропромышленного комплекса с распадом СССР завод оказался в тяжёлом положении, старые заказчики были неплатежеспособными. В 1993 году КШЗ удалось получить контракт на 16-дюймовые радиальные шины для нового полуторатонного грузовика ГАЗа, с 1994 года новая модель покрышек К-135 начала выпускаться серийно. Началось освоение легкового ассортимента, куплены права на производство шин КС-1, КС-2, КС-4 для автомобилей «Волга». Была разработана собственная легковая модель покрышки К-161.