Кирпичная луна


«Кирпичная луна» — повесть американского писателя Эдварда Хейла, выпущенная несколькими частями в The Atlantic Monthly, начиная с 1869 года. Это пример ранней фантастики, содержащий первое описание искусственного спутника[1] (в частности, спутника связи[2]) и космической станции[3].

«Кирпичная луна» написана в форме иронического журнала Фреда Ингема, описывающие ход и результаты проекта о строительству и запуску на орбиту Кирпичной луны — кирпичной сферы 200 футов в диаметре, которая, находясь в небе, должна служить ориентиром[en] для определения долготы.

Определение широты для целей морской навигации особой проблемы не представляло — она легко вычисляется с помощью измерения угла возвышения Полярной звезды над горизонтом. Определение же долготы было намного более трудной задачей. Ведущие морские державы объявили за решение этой проблемы крупные премии. В «Кирпичной луне» автор устами героев предполагает, что если бы вокруг Земли был запущен один или несколько искусственных спутников по орбитам, параллельным меридианам, то это позволило бы легко определять долготу по их высоте над горизонтом.

Кирпич выбрали как материал, который выдержит нагревание воздушного трения во время запуска и не расплавится. Луна внутри была полой, чтобы сэкономить материал и облегчить конструкцию. Внутри прочность ей придавали меньшие сферы из кирпича, так называемые «лунетки» — всего 13 лунеток, соприкасающихся друг с другом и с поверхностью. В местах соприкосновения лунеток с поверхностью находились сквозные круглые отверстия. В конце строительства луну планировали побелить, чтобы сделать ярче, однако в итоге запустили без побелки.

Размер луны в 200 футов в диаметре был выбран таким образом, чтобы с высоты в 4000 миль она казалась такого же размера, как и собственно Луна. Планировалось запустить на орбиту четыре спутника на разных меридианах, чтобы их было видно из любой точки земного шара.

Чтобы вывести луну на орбиту, использовались маховики, установленные на реке подобно водяным колёсам. За несколько лет два маховика, крутящиеся в противоположных направлениях, запасли огромную кинетическую энергию. В момент запуска требовалось скатить луну на них по специальным рельсам, и сила вращения маховиков отбросила бы её наверх. Небольшая разница в диаметрах маховиков создала требуемый наклон траектории.