Китаизация Тибета


Китаизация Тибета — это выражение, используемое в основном критиками правления КНР в Тибете, для обозначения культурной ассимиляции, которая происходит в тибетских районах Китая (включая Тибетский автономный район и прилегающие к нему тибетские автономные территории). Изменениям, которые стали очевидны после включения Тибета в Китайскую Народную Республику в 1950-1951 годах, способствовал ряд экономических, социальных, культурных, религиозных и политических реформ, проведённых правительством Китая. Критики указывают на то, что спонсируемая правительством миграция большого количества ханьцев в Тибетский автономный район является основным компонентом синизации.

Согласно правительству Тибета в изгнании, политика Китая привела к исчезновению элементов тибетской культуры; это было названо «культурным геноцидом».[1][2] Оно говорит, что политика намерена сделать Тибет неотъемлемой частью Китая и контролировать стремление к тибетскому самоопределению.

Правительство Китая утверждает, что его политика принесла пользу Тибету, а культурные и социальные перемены являются следствием модернизации. Согласно правительству, экономика Тибета расширилась; улучшенные услуги и инфраструктура улучшили качество жизни тибетцев, а тибетский язык и культура были защищены.

После падения династии Цин и до 1950 года регион, приблизительно соответствующий современной Тибетскому автономному району (ТАР), был де-факто независимой нацией. Он печатал свою собственную валюту и почтовые расходы и поддерживал международные отношения. Китай захватил три провинции (Амдо, Кхам и У-Цанг), но контролировал только западный Кхам и Ю-Цанг. С 1950 года Китай сделал восточный Кхам частью Сычуани, а западный Кхам — частью нового Тибетского автономного района.[3]