Китобой (тральщик)


«Китобой» — тральщик Российского императорского, Рабоче-крестьянского и Белого флотов. Участвовал в Первой мировой войне в составе Балтийского флота Российской империи, гражданской войне как на стороне красных, так и против большевиков. Зимой 1920 года совершил переход из Ревеля в Севастополь в Русскую армию Врангеля. Участвовал в Крымской эвакуации. В составе Русской эскадры прибыл в Бизерту.

Построен в Норвегии как траулер. Первоначально назывался «Гамма», после продажи английской кампании переименован в «Эррис». В начале Первой мировой войны приобретён через подставное лицо Российским Императорским флотом для использования в качестве тральщика. В Российском флоте получил название «Китобой». Оказался непригодным для траления из-за большой осадки и использовался как сторожевое судно[1].

С 11 июня 1919 года «Китобой», входивший в состав 3-го дивизиона сторожевых судов, находился в дозоре на подходах к Кронштадту, между маяками Толбухин и Шепелёвский. В день восстания 13 июня «Китобой» под командованием военмора (бывшего мичмана Российского Императорского флота) В. И. Сперанского нёс дежурство у форта «Красная Горка». На смену ему вышел тральщик 1-го дивизиона «Якорь» с начальником дивизиона старшим лейтенантом Н. А. Моисеевым на борту. Предполагалось, что начальник дивизиона перейдёт на «Китобой» и вернётся на нём в Кронштадт. Будучи свидетелями артиллерийской дуэли восставшего форта и советских кораблей, офицеры «Китобоя» в этот момент впервые обсудили возможность перехода на сторону белых[2][3].

Перейдя на борт «Китобоя», начальник дивизиона неожиданно приказал «Якорю» идти в Кронштадт и сигналом передать на «Китобой» новый шифр. Командир «Якоря» отказался, а в 18 часов 30 минут форт открыл сильный огонь и заставил тральщики разойтись. В 19 часов 30 минут на «Китобое» спущен советский флаг и корабль поднял Андреевский. Увидев это, находившийся в трёх милях «Якорь» обстрелял перешедший на сторону белых тральщик из пулемёта и, круто положив руль на борт, полным ходом пошёл в Кронштадт[3]. Несмотря на перекрёстный огонь, «Китобой» практически не получил повреждений. Через десять минут на нём получена радиограмма, в которой сообщалось, что если тральщик не развернётся немедленно, его догонит и потопит эсминец «Свобода». Тем не менее, в 20 часов 10 минут «Китобой» пришёл в контролировавшуюся восставшими Батарейную бухту и стал там на якорь[2]. На тральщик возложена задача сообщить англичанам о восстании и призвать их на помощь мятежным фортам. 14 июня «Китобой» должен был прорваться в район действий английской эскадры[2].