Кларк, Адам (инженер)


Адам Кларк (англ. Adam Clark ; венг. Clark Ádám; 14 августа 1811, Эдинбург, Шотландия — 23 июня 1866, Будапешт, Австро-Венгрия) — шотландский инженер-строитель, наиболее известен своими работами в Венгрии.

Сын фабричного рабочего. Техническое образование получил в Darling & Hume и G. Manwaring & Co., затем работал в Hunter & English.

В 1834 году А. Кларк по приглашению графа Иштвана Сеченьи отправился в Будапешт для наблюдения за строительством нового земснаряда, который был заказан в Англии для регулирования русла Дуная. Через два года вернулся в Шотландию.

В 1839 году Кларк вернулся в Венгрию в качестве руководителя строительства Цепного моста, который должен был соединить города-побратимы Буду и Пешт на Дунае. Мост спроектировал британский инженер Уильям Тьерней Кларк (не родственник) в 1839 году по инициативе того же графа Сеченьи. Уильям Тьерней Кларк не мог или не хотел оставаться в Венгрии, чтобы контролировать его строительство. Адам Кларк провёл десять лет, работая на возведении моста.

В 1847 году он был советником Национального комитета коммуникаций (дорог) (Közlekedési Országos Bizottság), а в 1848 году — техническим консультантом министерства общественных работ (Közmunkák Minisztérium).

Цепной мост был открыт в 1849 г. и стал первым постоянным мостом в столице Венгрии. В то время он был одним из крупнейших мостов в мире (центральный пролёт составлял 202 м).