Кларк, Джим


Джеймс (Джим) Кларк-мла́дший (англ. James "Jim" ("Jimmy") Clark, Jr, 4 марта 1936, Файфшир — 7 апреля 1968, трасса Хоккенхайм) — британский автогонщик, двукратный чемпион мира («Формула-1» — 1963, 1965), победитель «Инди 500» (1965), победитель British Tour Car Championship 1964 (на Lotus Cortina). Многими специалистами признаётся самым талантливым гонщиком «Формулы-1» за всю историю. Некоторые рекорды Джима Кларка не побиты никем до сих пор: 8 «Больших шлемов» (поул-позиция, победа, быстрейший круг, лидирование в каждом круге всей гонки); наибольший процент кругов лидирования в сезоне 71,47 % (сезон 1963 года). По процентному соотношению поул-позиций к Гран-при в 45,21 % уступает только Хуану-Мануэлю Фанхио с 55,77 %. Вместе с Колином Чепменом признан лучшей связкой конструктор — гонщик.[источник не указан 681 день]

Выступления Джима Кларка в автоспорте начались с довольно незначительных соревнований,[каких?] но уже в 1958 он присоединился к «Porsche». Несмотря на то, что родители Кларка были против автоспортивной карьеры сына, он вскоре начал выступать за команду «Border Reivers» и в 1959 году занял 10 место в 24 часах Ле-Мана.

В 1960 Джим Кларк согласился выступать за «Aston Martin GP», но команда прекратила своё существование, и Кларк стал выступать за «Lotus» в «Формуле-2» и «Junior Racing». Тогда же начались и первые выступления в Формуле-1 (Джим Кларк начал выступать с четвёртого этапа сезона 1960). На Гран-при Португалии 1960 года шотландец занял третье место, а в общем зачёте стал десятым. В «Junior Racing» поделил чемпионский титул с Тревором Тэйлором. Кроме того, вместе с Роем Сальвадори Кларк стал третьим в Ле-Мане. Однако 24 часа Ле-Мана крайне не понравились Кларку, и вскоре выступления в этой серии прекратились.

Сезон 1961 года ознаменовал 1,5-литровую эру в Формуле-1. Джим Кларк получил возможность принять участие во всех Гран-при сезона. Дважды за сезон он приехал на подиум, а внезачётная гонка в По была им выиграна. На Гран-при Италии 1961 года Кларк столкнулся с Вольфгангом фон Трипсом. Машина Трипса вылетела в толпу зрителей, и он, а также 15 зрителей, погибли. Кларк же оказался в шоковом состоянии, но не был травмирован и смог принять участие в американском Гран-при. В общем зачёте Кларк стал седьмым. После этого он выиграл три внезачётные гонки в Южной Африке.