Кларк, Дэйн


Дэйн Кларк (англ. Dane Clark), имя при рождении — Бернард Зэнвилл (англ. Bernard Zanville) (26 февраля 1912 — 11 сентября 1998) — американский киноактёр, более всего известный ролями в кино и на телевидении в 1940-50-е годы.

На протяжении сорока с лишним лет своей карьеры Кларк снялся почти в 30 фильмах, начиная с «Воскресного удара» (1942) и заканчивая «Последним ритуалом» (1988)[3]. Лучшими картинами Кларка стали военные драмы «Пункт назначения — Токио» (1943), «Боевые действия в Северной Атлантике»[англ.] (1943), «Сама мысль о вас»[англ.] (1944), «Бог — мой второй пилот»[англ.] (1945) и «Гордость морской пехоты»[англ.], криминальные драмы и фильмы нуар «Украденная жизнь» (1946), «Глубокая долина» (1947), «Восход луны» (1948), «Соблазнительная ты»[англ.] (1948) и «Стрелок на улицах города» (1950), спортивная мелодрама «Вперёд, парень, вперёд!»[англ.] (1954)[4]. Партнёрами Кларка были такие звёзды, как Хамфри Богарт, Джон Гарфилд, Кэри Грант, Бетт Дейвис и Рэймонд Мэсси[3].

Дэйн Кларк родился 26 февраля 1912 года (его имя при рождении — Бернард Эллиотт Зэнвилл) в нью-йоркском районе Бруклин в семье еврейских эмигрантов из России, его отец был владельцем магазина спортивных товаров[3]. Он был хорошим спортсменом и даже получил предложение стать профессиональным бейсболистом, однако решил продолжить учёбу и получить высшее образование[6]. В начале 1930-х годов он закончил Корнеллский университет и Юридическую школу Университета Сент-Джон[англ.] в Бруклине[3][7]. Однако, по словам Кларка, в те годы юристам было тяжело найти работу, и он пошёл в боксёры[3]. Быстро поняв, что это дело не для него, Кларк ради заработка играл в бейсбол, работал на стройке, был торговцем и моделью для скульптора, и в этом качестве попал в художественную среду[3][6][7][8]. Первоначально Кларка восхитила художественная среда, в которой он оказался, но через некоторое время он понял, что постоянные снобистские разговоры о театре немного фальшивы. И тогда он решил попробовать себя в актёрской профессии с целью показать, что она по силам любому[3].

В 1934 году под именем Бернард Зэнвилл он дебютировал в спектакле левацкого театра Union по пьесе Фридриха Вольфа «Матросы из Катарро» (1934), которую поставил Джордж Тобиас[6]. На следующий год он дебютировал на Бродвее в спектакле «Паника»[англ.] (1935), который выдержал всего 2[9] (согласно другому источнику — 3[6]) представления и был охарактеризован одним критиком как «выдающийся провал года». Эта антикапиталистическая трагедия была написана белым стихом и поставлена в стилистике древнегреческого театра, рассказывая о катастрофе национального банка в 1933 году. Спектакль вошёл в историю американского театра по нескольким причинам — это была первая пьеса поэта Арчибальда Маклиша, главную роль в ней сыграл 19-летний Орсон Уэллс, её продюсерами были Джон Хаусман и Вирджил Томсон, а хореографию в греческом стиле поставила Марта Грэм[6].