Аррау, Клаудио


Кла́удио Арра́у Лео́н (исп. Claudio Arrau León; 6 февраля 1903, Чильян, Чили — 9 июня 1991, Мюрццушлаг, Австрия) — чилийский и американский пианист.

Родился в обеспеченной семье врача-офтальмолога Карлоса Аррау Охеды (1856—1904) и его жены Лукресии (1859—1959), урождённой Леон Браво де Вильяльба, учительницы фортепиано. После гибели отца воспитывался матерью и у неё же учился фортепианной игре.

Впервые выступил на публике 19 сентября 1908 года в возрасте пяти лет. На следующий год, после переезда семьи в Сантьяго, 30 сентября 1909 года дал концерт для правительства страны во главе с президентом Педро Монттом. С 1910 года учился в Сантьяго у работавшего в Чили итальянского пианиста Биндо Паоли, в 1911 году при поддержке чилийского правительства был отправлен для продолжения образования в Берлин. По дороге дал концерт в Буэнос-Айресе, а вскоре по прибытии в Германию осуществил свои первые записи. Недолгое время учился у Вальдемара Лютшига и Пауля Шрамма, затем по рекомендации Роситы Ренар поступил в класс Мартина Краузе в Консерватории Штерна, где и занимался вплоть до смерти Краузе в 1918 году.

Первый сольный концерт Аррау в Берлине состоялся в 1914 году, за ним последовали гастроли по Германии и Скандинавии, а в 1918 году — концертный тур по всей Европе. В это время Аррау выступал с оркестрами под управлением Артура Никиша, Виллема Менгельберга, Вильгельма Фуртвенглера и других выдающихся дирижёров.

В 1921 году музыкант вернулся в Южную Америку, с большим успехом прошли его концерты в Чили и Аргентине. Год спустя состоялся лондонский дебют Аррау, где он играл в одном концерте со скрипачом Брониславом Губерманом и певицей Нелли Мельба, а ещё через год Аррау впервые выступил в США (в том числе в Карнеги-холле) в сопровождении Бостонского и Чикагского симфонических оркестров.

С 1924 по 1940 год Аррау преподавал в Консерватории Штерна, а в 1927 году выиграл Гран-при Международного конкурса пианистов в Женеве. Большой интерес у публики вызвала серия из двенадцати концертов Аррау в 1935 году в Берлине, в которых он исполнил все клавирные сочинения Баха. В дальнейшем музыкант больше никогда не играл произведения этого композитора, придя к мысли, что на фортепиано невозможно достичь настоящего «баховского» звучания.