Клейкая лента


Клейкая лента[1] — применяемая в быту и на производстве плёночная лента с клеевым покрытием. Выпускается, как правило, в форме рулона с внешней неклеевой поверхностью, гораздо реже — с двусторонним нанесением клея. Используется для склеивания предметов вместе, а также защитного или декоративного покрытия предметов.

Клейкость зависит от толщины клеевого слоя (10-40 мкм); клей бывает акриловый или каучуковый. Он наносится на плёнку из разного материала — фольги, бумаги, полиэтиленовой плёнки, плёнки ПВХ и др., скотчем обычно называют полипропиленовую ленту.

Несмотря на своё распространённое русское название «скотч» (англ. Scotch — шотландский, шотландец), клейкая лента не была изобретена в Шотландии или же шотландцем, а впервые создана в Германии. Первоначальная версия клейкой ленты состояла из газовой ткани и гуттаперчи и запатентована на имя Пауль Карл Байерсдофа в 1882 году. Аптекарь Оскар Тропловиц, работавший в то время на фирме Байерсдорф АГ, усовершенствовал её в 1901 году и назвал Лейкопласт. Предназначалась она для защиты повреждений кожи. Производство Лейкопласта началось в 1921 году. Изначально клей наносился только на края ленты, чтобы не раздражать повреждённый участок кожи. За это американцы, применяя её в технических целях, прозвали клейкую ленту, произведённую Диком Дрю в 1925 году, «скотчем» (англ. scotch — шотландский) из-за распространённых легенд о шотландской скупости. Также есть легенда, что когда Дик принёс ленту в мастерскую, и маляр заметил, что клей только на краях ленты, он закричал: «Поезжайте к вашему шотландскому (Scotch) руководителю и скажите: пусть он сделает эту шотландскую ленту (Scotch tape) ещё более клейкой!».

В 1923 году Ричард Герли Дрю устроился лабораторным техником в компанию Minnesota Mining and Manufacturing (ныне «3M»), которая занималась производством наждачной бумаги. Эта компания вела исследовательскую деятельность в области водонепроницаемых поверхностей и экспериментировала с целлофаном.

Компания поручила ему следить за тестированием новой модели наждачной бумаги «Wetordry» в магазинах и автомобильных мастерских. Однажды, находясь в одной из таких мастерских, он заметил, что при покраске автомобилей двумя или более цветами разделительные линии у мастеров получались неаккуратно. Он пообещал маляру что-нибудь придумать.

В 1925 году Ричард Дрю принёс на тестирование в автомастерскую клейкую ленту шириной 5 см. Маляр решил использовать опытный образец, но когда он начал наносить другой цвет, он заметил, что лента коробится. Присмотревшись, маляр понял, что в целях экономии клей нанесён только на края ленты, и сообщил об этом изобретателю.