Книга художника


Кни́га худо́жника (англ. artist's book) — произведение искусства, в котором автор прорабатывает не только содержание и иллюстрации, но и все остальные элементы книги.

Книга художника, как объект, может быть сделанной автором-художником полностью вручную в единственном экземпляре (уникат), или выпускаться ограниченным тиражом (до 150-200 экз.), с использованием техник авторской печатной графики, принтера, цифровой печати, иных малотиражных техник.

Наиболее явным и ранним по хронологии, создателем "Книг художника" большинство исследователей называют английского художника и поэта Уильяма Блейка (1757–1827). Такие книги, как "Бракосочетание Рая и Ада", "Песни невинности и Опыта", "Видения дщерей Альбиона" и многие др. были написаны, иллюстрированы, напечатаны, раскрашены и переплетены самим Блейком и его женой Кэтрин. Слияние в одном рукописных текстов и гравированных изображений создало чрезвычайно яркие, цельные произведения без каких-либо явных прецедентов в прошлом. Работы во многом стали камертоном для изданий в жанре "Книга художника" более поздних авторов. Книги, которые соединяют самостоятельное не массовое производство, издание и распространение; взаимодополняемость текста и изобразительного ряда и всего оформления. Вот эти основные факторы, которые остались ключевыми в понятии "Книга художника" до наших дней.

Livre d’artiste — направление французского искусства, возникшее в начале XX века, в основном благодаря усилиям Амбруаза Воллара. Знаменитый галерист, маршан и издатель, используя книжную форму в соединении с графическими работами известных художников, создал по сути новый жанр, который стал одной из предтеч российского феномена Книга художника. Воллар задумал и воплотил в жизнь целый ряд высокохудожественных изданий. Он привлёк к этой работе многих известных художников-живописцев, не знакомых с канонами книжной иллюстрации. В проекте были задействованы такие великие мастера, как: Боннар, Арп, Миро, Шагал, которые иллюстрировали стихи не менее известных французских авторов Малларме, Верлена, Бальзака.

Базирующаяся на книжных опытах русских футуристов 1910-1920-х гг., российская книга художника, с одной стороны, унаследовала традиции французской «livre d’artiste», возникшей в начале XX века, а с другой стороны, английского понятия «artist’s book», появившегося в 1960-х годах.

Наряду с изданиями, сохраняющими традиционную форму книги, в понятие Книга художника также включают книги-объекты, книги-перформансы, книги ленд-арт, реди-мэйд, мэйл-арт, медиа-арт.