Когорта


Кого́рта (лат. cohors[1], буквально «огороженное место») — одно из главных тактических подразделений римской армии, с конца II века до нашей эры составлявшее основу когортной тактики.

В Римском войске первоначально слово когорта означало только соединение нескольких пехотных войск в одно целое[1]. В легионе Полибия разделённом на три манипулы: hastati, principes и triarii — составляли одну когорту. С этого времени когорт в легионе стало 10. В Третью Пуническую войну одна когорта включала две манипулы, поэтому каждый ряд составляли не 10 манипул, а пять когорт с соответствующими промежутками.

При Августе остался прежний 10-когортный легион, но состав когорты включал в себя 555 пехотинцев и 66 всадников, кроме того, в первой когорте стало удвоенное число воинов. Эти 10 когорт ставились теперь в две шеренги, по пять когорт в каждой; на правом крыле передней шеренги стояла первая когорта, а прямо позади неё шестая; на левом краю пятая когорта, а позади неё десятая. Этот боевой порядок существовал до времён Траяна и Адриана, когда в борьбе с новым противником опять перешли к боевому строю без промежутков и за боевой линией стали помещать резерв.

Каждый из трёх рядов когорт назывался acies, первые линии этих рядов составляли первую шеренгу (prima acies), вторые и третьи были соответственно secunda и tertia acies, сами ряды уточнялись обозначениями dextra, media и sinistra acies. Солдат когорты назывался cohortalis. Первая когорта каждого легиона пользовалась большим почётом: там находились старший центурион и знамя.

Когорта в 360 человек, стоящая развёрнутым строем глубиной 8 рядов, представляла собой прямоугольник длиной 82 и шириной 15 метров. При тех же условиях легион в развёрнутом строе занимал 348 метров длины и 102 метра ширины.

В отличие от легиона, когорта фигурирует в поэзии и прозе гораздо реже, но всё же упоминается в историко-приключенческой литературе, а также употребляется в составе образных выражений. Так, в вымышленном заклинании потомков катаров из детективного романа Еремея Парнова «Ларец Марии Медичи» (1972) она символизирует воинские соединения Наполеоновской армии, разгромленные в России в Отечественной войне 1812 года: