Кожевники (Москва)


В современных границах Кожевники располагаются от Садового кольца до Жукова проезда и от железнодорожных путей Павелецкого вокзала до Дербеневской набережной.

В XVI веке на этом месте возникла Кожевенная слобода, упоминаемая в грамоте 1544 года. Она была заселена ремесленниками, занимавшимися выделкой кож. Ещё раньше, в XV веке, из Великого посада ногайцы переселились сюда и основали Ногайский двор, где торговали лошадьми и выделывали их кожи[1]. С XVII века существовала Кожевницкая полусотня, в разное время её тяглецами были Матвей Петрович Кашлев[2] и Борис Герасимов[3]. Во время чумы 1654 года в Кожевницкой полусотне умерло 157 человек, в живых осталось 43[4].

В XVIII веке исчез слободской уклад, но до начала XX века в Кожевниках было сосредоточено большинство кожевенных заводов Москвы. Район был центром кожевенного производства города: в XVIII веке из 19 московских кожевенных предприятий 17 находились в Кожевниках, в конце XIX века здесь действовали 19 кожевенных заводов, в том числе крупный завод «А. С. Бахрушин и сыновья» и завод «Поставщик», основанный в 1854 году. В честь рабочего и первого послереволюционного директора «Поставщика» Ивана Герасимовича Летникова Гусятниковская улица была переименована в Летниковскую. В 1922 году ряд мелких мастерских был объединён в обувную фабрику «Парижская коммуна»[5].

В XVII веке в районе нынешнего Курского вокзала существовала Сыромятническая слобода, где тоже жили кожевники. Но они шкур не дубили, а вымачивали в квасе и затем мяли[6].

В конце XIX — начале XX века здесь находились мануфактуры и фабрики, одной из крупнейших в Российской империи была мануфактура «Товарищества Эмиль Циндель», позже переименованная в Первую ситценабивную фабрику, а затем в Ситценабивную фабрику объединения Мосхлоппром.

При основании слободы была построена церковь Живоначальной Троицы приблизительно в 1625 году. Позже, в XIX веке, были созданы церковь Успения Пресвятой Богородицы и церковь Петра и Павла в Петро-Николаевской богадельне. Все они были закрыты после прихода советской власти. Церковь Троицы в настоящее время действует, церковь Успения Богородицы снесена, а церковь Петра и Павла переделана в жилой дом.