Павелецкий вокзал


Павеле́цкий вокзал — один из десяти железнодорожных вокзалов Москвы, пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Павелецкая. Расположен на Павелецкой площади, д. 1.

Станция Москва-Пассажирская-Павелецкая Московской железной дороги входит в Московско-Горьковский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-8 Московской дирекции управления движением.

По основному применению является пассажирской, по объёму работы — внеклассной. Является начальным пунктом Павелецкого направления МЖД. Является тупиковой (нетранзитной) станцией.

Связывает столицу со Средним и Нижним Поволжьем, Центральным Черноземьем и Южными регионами России, полностью обслуживает участок, проходящий через Узуново, Ожерелье, Павелец до Богоявленска и существенно разгружает пассажиропоток Казанского и Курского вокзалов, однако в перевозках дальнего следования используется не слишком интенсивно из-за инфраструктурной неразвитости отдельных участков магистрали. Также с вокзала идут пригородные электропоезда по Павелецкому направлению до станции Узуново. 3 августа 2002 года была открыта скоростная транспортная система (аэроэкспресс) Москва-Павелецкая — аэропорт Домодедово[3].

Здание вокзала было построено в 1900 году для обслуживания Рязано-Уральской железной дороги по проекту архитекторов Н. А. Квашнина[4] и Ю. Ф. Дидерихса[5][6]. В отдельных сетевых публикациях утверждается, что здание вокзала было возведено в том же году, но по проекту архитектора А. Ф. Красовского[7].

Общество Рязанско-Уральской железной дороги в царской России управляло крупнейшей частной дорогой, которая связала 12 густонаселённых губерний. Но выхода в Москву дорога не имела. В связи с этим правление дороги выступило перед правительством с ходатайством дать разрешение на постройку ветки Павелец — Москва.