Павелецкое направление Московской железной дороги


Павелецкое направление Московской железной дороги — железнодорожная линия от Павелецкого вокзала Москвы до станции Ожерелье. От станции Домодедово идёт ветка в одноимённый аэропорт. На станции Ожерелье происходит разветвление линии: одна ветка отходит в южном направлении (Венёв — Узловая — Ефремов — Елец), вторая — в юго-восточном (Узуново — Михайлов — Павелец)[1].

В конце XIX века крупнейшей частной железной дорогой в Российской империи стало «Общество Рязанско-Уральской железной дороги». Дорога связывала 12 густонаселённых губерний, но выхода в Москву у неё не было. В связи с этим правление дороги выступило перед правительством с ходатайством дать разрешение на постройку ветви Павелец — Москва[3]. В 1897 году общество получает разрешение на строительство линии от станции Данков до Смоленска и от Павельца до Москвы. В 1898 году обществу разрешено строить ветвь от Иноковки до села Инжавино и уложить второй путь на участке Москва — Кашира[4]. До 1953 года на участке Москва-Павелецкая — Богоявленск установленный километраж отсчитывался от Саратова I, после административно-территориальной реформы железных дорог СССР 1953 года, в ходе которой бывшая РУЖД была поделена между Приволжской, Юго-Восточной и Московско-Рязанским и Московско-Павелецким бывшими отделениями МЖД, километраж стал отсчитываться от Павелецкого вокзала.

Весной 1989 года, с окончанием строительства соединительной линии «Узуново — Рыбное», участок «Ожерелье — Узуново» переведён с переменного тока на постоянный (единственный случай в истории советских и российских железных дорог).

В 2010-х Павелецкое направление является одним из наименее загруженных по пассажирским перевозкам на Московском железнодорожном узле. Единственная ниша, которую оно прочно занимает — пригородные перевозки в направлении Москва — Ожерелье — Узуново и аэроэкспрессы в аэропорт Домодедово[5]. Несмотря на то, что Павелецкий ход связывает Москву с югом России, в том числе с черноморскими курортами, объёмы пассажирских перевозок дальнего следования на нём незначительны; основная масса поездов южного и юго-восточного направлений идёт через Рязань (станции Рязань I и Рязань II). Во многом это связано с инфраструктурной неразвитостью[6] участков Ожерелье — Елец и Узуново — Павелец — Раненбург: на первом отсутствует электрификация, а второй участок хотя и электрифицированный, но однопутный.

В 2018 году руководство РЖД заявило о переводе в будущем значительной части пассажирского трафика южного направления с критически перегруженного Рязанского хода (нагрузка на который возросла еще больше по причине невозможности использования после 2014 года традиционного сквозного маршрута через Украину для перевозок в Крым) на Павелецкий, для чего будет проведена электрификация магистрального участка Ожерелье — Елец.