Козлов, Дмитрий Ильич


Дми́трий Ильи́ч Козло́в (1 октября 1919, станция Тихорецкая7 марта 2009, Самара) — советский и российский конструктор ракетно-космической техники.
Дважды Герой Социалистического Труда, генеральный конструктор Центрального специализированного конструкторского бюро («ЦСКБ-Прогресс»), член-корреспондент Российской академии наук (1991; член-корреспондент АН СССР с 1984 года). Заслуженный работник промышленности СССР (1989).

Дмитрий Ильич Козлов родился 1 октября 1919 года в станице Тихорецкая (ныне город Тихорецк Краснодарского края) в семье рабочего[3].

После Гражданской войны отец был выдвинут на партийную работу на железнодорожном транспорте, в связи с его частыми переездами Д.И. Козлову пришлось учиться в школах городов Владикавказ, Грозный, Новороссийск, а окончил среднюю школу он в Пятигорске (1937). Мечтал стать моряком, но не был принят в военно-морское училище по причине слабого зрения[3].

После окончания школы в 1937 году поступил на артиллерийский факультет Ленинградского военно-механического института[4].

Во время Великой Отечественной войны 1 июля 1941 года студент пятого курса института Дмитрий Козлов добровольцем записался в Ленинградское народное ополчение[5]. Принимал участие в боях под Лугой, был ранен в бою 10 августа 1941 года. После выздоровления зачислен в Красную Армию, в 165-й отдельный строительный батальон 2-й ударной армии на Волховском фронте[3]. В ноябре 1943 года окончил курсы младших лейтенантов. С конца 1943 года - командир взвода 71-й отдельной морской стрелковой бригады на Ораниенбаумском плацдарме. Участвовал в Ленинградско-Новгородской наступательной операции (январь-февраль 1944), во время которой 25 января 1944 года был вторично тяжело ранен[3]. С мая 1944 года - вновь на фронте, командир стрелкового взвода 173-го стрелкового полка 90-й стрелковой дивизии 21-й армии Ленинградского фронта[3]. Участник Выборгской наступательной операции, в боях севернее Выборга 12 июля 1944 года был в третий раз тяжело ранен (лишился левой руки). В сентябре 1944 года по инвалидности был демобилизован[3]. Вернулся в институт и окончил его в декабре 1945 года.

В 1946 году после работы в составе Технической комиссии по изучению трофейной ракетной техники Дмитрий Ильич работает в КБ завода № 88 им. М. И. Калинина (СКБ НИИ-88, преобразованного в 1951 году в ОКБ-1) инженером-конструктором под руководством С. П. Королёва.