Коллеж социологии


Коллéж социологии (фр. Le Collège de Sociologie) — социологический кружок, существовавший в Париже с 1937 по 1939 год, лидерами которого были Жорж Батай, Роже Кайуа и Мишель Лейрис.

Слово «коллеж» используется в данном случае не как учебное заведение, а как «коллегия» — объединение интеллектуалов или ученых, которые занимаются обсуждением проблем определённой научной дисциплины. Существует и другая трактовка, в основе которой лежит древнейшая этимология слова «коллеж» — высший совет друидов, на котором принимались важные решения, касающиеся общественного порядка.

Основные цели и задачи сообщества были изложены в двух работах: в «Декларации о создании Коллежа Социологии», которая была написана в марте 1937 года и опубликована в журнале «Acephale» и манифесте «За Коллеж Социологии», опубликованной в июле 1938 года в «La Nouvelle Revue Française»:

Сакральное можно определить как фундаментальную реальность, которая объединяет людей даже в большей мере, нежели формы взаимодействия, основанные на разделении труда, специализации и функционализации. При рассмотрении вопроса сакрального Жорж Батай и другие члены сообщества анализируют закрытые общества (тайных организаций, религиозных орденов, армии, политических партий тоталитарного характера и т. п.). Однако между членами общества возникают разногласия по поводу природы сакрального. Различия в представлениях сакрального проглядываются при сравнении двух текстов докладов: «Сакральное в повседневной жизни» Лейриса и «Влечение и отвращение» Батая. Лейрис предложил следующую классификацию всех обществ с точки зрения сакрального:

Хотя все участники сообщества поддержали это разделение, оно позволяет по-разному подходить к содержанию понятия сакрального и, в итоге, исследовать его, используя различные методы исследования. Так, Лейрис считает, что в современном мире сакральное хоть и не исчезло, но видоизменилось, потеряло коллективный характер и переместилось в сферу индивидуального и бессознательного, что уже является областью изучения психологии, а не социологии. Батай же приписывает ограниченность социологических методов изучения сакрального противоречивостью природы сакральных явлений, так как даже само латинское слово sacer имеет антонимичные значения: 1) внушающий благоговейное уважение, великий 2)обречённый подземным богам, проклятый, гнусный. Эти противоречия привели к тому, что формирование сакральной социологии так и не было осуществлено.

Коллеж рассматривал не только научные, но и политические вопросы. В целом, политические взгляды сообщества были сформулированы Батаем, как «радикально противостоящие фашистской агрессии, безоговорочно враждебные господству буржуазии, неспособные доверять коммунизму».