Колонка (журналистика)


Коло́нка (англ. column, лат. cоlumna, "столбец") — жанр журналистики, представляющий собой авторское высказывание на злободневную тему, с определённой регулярностью публикуемое в одном издании и, как правило, размещаемое на постоянном месте в газетной (журнальной) полосе или на сайте. В некоторых русскоязычных колумнистических редакциях журнальная колонка называется столбцом[1].

Историю колонки принято изображать как путь от типографского элемента к рубрике, а от рубрики к жанру.

В середине XVII века, с распространением газет в Европе, встал вопрос об их окупаемости, и для того, чтобы снизить стоимость газеты, текст печатался очень мелким шрифтом. Поскольку читать такой текст было не комфортно, его начали разделять на столбцы, которые при этом никак материал не систематизировали. К середине XVIII века разделение текста на столбцы стало более осмысленным: колонка стала способом организации материала на полосе, отграничения текстов друг от друга. Так к XIX веку колонка стала постоянным композиционным элементом, наряду с появившимися в то же время первыми попытками дизайна: применением более крупных, оформленных «в подбор», заголовков, буквиц и линеек.

Это дало возможность колонке начать функционировать в качестве рубрики. Складывается традиция печатать отдельной колонкой наиболее острые материалы, обращения редактора, высказывания известных авторов. В начале XX века авторские колонки уже печатаются во всех крупных газетах, но особое значение приобретают острые социальные, феминистские и политические колонки.

Во второй половине XX века происходит трансформация колонки из рубрики в жанр. Если первоначально в отдельной колонке печатались самые разнообразные тексты, в том числе и информационных жанров, то со временем сложилась практика публиковать под рубрикой «колонка» тексты, тяготеющие к жанрам с сильным авторским началом (эссе, комментарий, обозрение), а затем из этого корпуса выделилась группа текстов, явно схожих между собой и в то же время не подходящих ни под один традиционный жанр, и, очевидно, объединенных совершенно новой жанровой формой — колонкой.

Такое движение колонки от типографского элемента к рубрике, а потом и к жанру характерно, большей частью, для всей западной журналистики. Однако следует выделить два магистральных течения в этом процессе: «островное» (Великобритания и США) и «европейско-континентальное». Мы особенно выделяем Великобританию в силу её уникального положения среди других европейских стран: географически она отделена от континента, в обществе исторически раньше, чем в других странах, проявились тенденции к демократизации, и при этом — к возрастанию роли отдельной личности, к универсализации деятельности отдельного человека и т. д.. Исторически развитие СМИ в Великобритании связано, в первую очередь, с мощной тенденцией к авторскому началу и вниманием к личности публициста. Традиционно эту тенденцию также называют «персональным журнализмом».