Колочинская археологическая культура


Коло́чинская культу́ра — раннесредневековая археологическая культура (VVII века). Основной её ареал охватывал территорию восточной части Гомельской и Могилёвской областей Белоруссии (к востоку от реки Птичь), Брянскую область, западные части Курской и Белгородской областей России, а также прилегающие районы Витебской (Белоруссия), Смоленской (Россия), Сумской и Черниговской областей Украины; небольшие анклавы, населённые переселенцами из основного ареала, имелись также на территории Липецкой и Тамбовской областей России[1][2].

Культура получила название по имени эталонного для неё поселения — городища Колочин-1 у деревни Колочин Речицкого района Гомельской области, раскопки которого проводил Э. А. Сымонович в 1955—1960 годах[3].

Время возникновения колочинской культуры исследователи относят ко второй четверти — середине V века[4]. Большинство поселений — неукреплённые селища, что говорит об относительно спокойных условиях жизни населения колочинской культуры на протяжении большей части времени её существования. Имелись у колочинцев и городища, укреплённые валами и рвами; как правило, это были не места постоянного обитания, а городища-убежища[5].

Положение меняется в 630—660 годы, когда, по крайней мере, южные районы территории, занимаемой колочинской культуры, подвергаются набегам степных кочевников. Следствием этого стало массовое захоронение так называемых антских кладов[6]. Однако ведущую роль в этнокультурном переломе, наступившем в регионе в третьей четверти — конце VII века, сыграли не кочевники, а пришедшие в него новые, многочисленные группы славянского населения. Считается, что в результате военных действий между различными славянскими группировками колочинское население потерпело поражение; в первую очередь пострадала элита местного общества, а остальное население вынуждено было примкнуть к новым поселенцам (сближению коренного и пришлого населения способствовали этническая близость и необходимость совместно противостоять экспансии Хазарского каганата[7]). В итоге к концу VII века колочинская культура прекращает существование, сменяясь волынцевской культурой, основу которой составило пришлое население[8].

Имеются различные точки зрения относительно того, откуда пришло это население. В. В. Седов в 1990-е годы обосновал вывод о том, что им была часть носителей именьковской культуры, покинувшая в конце VII века Среднее Поволжье[9]. Этот вывод поддержали Г. И. Матвеева, О. М. Приходнюк, В. В. Приймак, М. И. Жих и другие исследователи. Альтернативную гипотезу выдвинули в 1996 году И. О. Гавритухин и А. М. Обломский; согласно их точке зрения, истоки волынцевской культуры лежат на Правобережной Украине, где в конце VII века пражская культура перестает в лука-райковецкую[10].