Волынцевская культура


Волы́нцевская культура — славянская раннесредневековая археологическая культура VIIIIX веков, распространённая в междуречье Днепра и Дона, на территориях сегодняшней Украины и России.

Историческое прошлое Днепровского Левобережья связано с ранней историей славян, образованием Киевской Руси и древнерусской народности[1]. На западе территория волынцевских памятников достигает Киевского Правобережья Днепра. Выделил культуру и дал ей название Д. Т. Березовец после раскопок в 1948—1950 годах поселений и могильников в урочище Стан вблизи села Волынцево Путивльского района Сумской области Украины. До рубежа VII—VIII веков на Левобережье Днепра существовали две основные группы культур: в южной лесостепной зоне проживало население пеньковской культуры (датируется VI—началом VIII века)[К 1], в северных областях (поречье Сейма и Десны) — племена колочинской культуры, которые существовали вплоть до начала VIII века[2].

На рубеже VII—VIII веков на эту территорию произошло вторжение большой массы нового населения. Многочисленные пришлые племена, привнеся новую культуру, ассимилировали местное население, которое, в свою очередь, дополнило культуру пришельцев своими культурно-бытовыми элементами. Переселение новых племён затронуло также и небольшую часть пражско-корчакского ареала. Результатом миграции и смешения культур явилось появление новой археологической культуры — волынцевской[3].

Начало археологических исследований в Подесенье связано с именем Д. Я. Самоквасова и приходится на 1870-е годы. Археологическая литература конца XIX—начала XX века носила в основном описательный характер[4]. Первые успехи в изучении культуры Подесенья были достигнуты в 1930-х годах и в послевоенные годы, что связано с организацией М. В. Воеводским «Деснинской комплексной экспедиции». С середины 1950-х годов пробелы в исследовании между юхновской и роменской культурами стали постепенно заполняться благодаря исследованиям археологов Ф. М. Заверняева и В. А. Падина. И. П. Русанова и В. В. Седов полагают, что особых отличий между группами памятников третьей четверти 1-го тысячелетия, выделяемыми П. Н. Третьяковым для Верхнего Поднепровья, не существует. По мнению Э. А. Сымоновича, все памятники корчакского, тушемлинского и пеньковского типов принадлежат одной этнической группе — славянам. В 1972—1976 годах ряд поселений с волынцевской керамикой исследовался «Днепровским левобережным отрядом».