Командная тактика


Командная тактика — термин из области авто-, мото- и велоспорта, обозначающий ситуацию, когда команда указывает одному из своих гонщиков пожертвовать позицией в пользу другого. Как правило, такие действия обусловлены позициями обоих спортсменов в чемпионате: один из гонщиков может находиться позади другого в данной гонке, но впереди — в турнирной таблице. В таких случаях обмен позициями между гонщиками команды позволяет лидеру команды набрать большее количество очков и увеличить шансы на победу в первенстве.

В широком смысле под командной тактикой понимаются явные или неявные действия команды по отношению к спортсменам, целью которых является улучшение результата одного гонщика (лидера команды) за счёт результатов остальных членов команды. Такие действия могут включать в себя:

Исторически те разновидности командной тактики, которые не подразумевают прямого ущерба машинам соперников, являлись легальным и признанным способом борьбы. Однако со временем болельщики и Международная федерация автоспорта стали относиться к применению командной тактики негативно, поскольку её использование снижает зрелищность соревнований и делает гонки предсказуемыми. Претензии к командам, использующим командную тактику, также часто связаны с тем, что вторые номера команд — порой не менее одарённые гонщики, чем их партнеры по команде — лишаются возможности реализовать свой собственный талант, так как вынуждены уступать победы партнеру.[1].

Наиболее яркие примеры использования командной тактики наблюдались в автогонках класса Формула-1. В частности, вторым номерам команд Формулы-1 часто поступал приказ позволить лидеру команды выйти вперед. Например, на Гран-при Европы 1997 года Дэвид Култхард, пилот McLaren, получил указание уступить первое место Мике Хаккинену[2].

Другой случай применения такой тактики произошёл на Гран-при Австрии 2002 года, когда Михаэль Шумахер за несколько метров до финиша гонки обогнал специально замедлившегося Рубенса Баррикелло (на тот момент товарища по команде Ferrari). Этот демонстративный манёвр вызвал резко негативную реакцию среди болельщиков и в прессе[3] и стал поводом для запрета командной тактики, влияющей на итог гонки Формулы-1, в 2003 году (англ. «team orders which interfere with a race result are prohibited»)[4]. На гран-при США 2002 года оба «феррари» решили картинно финишировать вместе, и секундомер определил, что первый Баррикелло — после гонки он пошутил: «Шпильберг вернулся».