Комедия о возобновлении брака


Комедия о возобновлении брака (англ. comedy of remarriage) — поджанр американских кинокомедий 1930-х и 1940-х годов. В тот период времени кодекс Хейса запрещал любые явные отсылки к адюльтеру и недозволенному сексу, а также попытки его оправдать. Комедия о возобновлении брака позволяла уклониться от этого положения кодекса. Главные герои разводились, флиртовали с незнакомцами, не рискуя навлечь на себя гнев цензуры, а потом возвращались друг к другу.

Название жанру дал Стэнли Кэвелл в серии академических статей, которые позже составили книгу «Стремление к счастью. Голливудская комедия о возобновлении брака» (англ. Pursuits of Happiness: The Hollywood Comedy of Remarriage; 1981). Кэвелл утверждает, что жанр представляет собой завершающее достижение Голливуда, и за всей буффонадой и инсинуациями стоит серьёзная попытка создать новую основу для брака по взаимной любви, так как религиозная и экономическая необходимость перестала быть актуальной для американцев среднего класса.

В ответ на статью Кэвелла филолог Дэвид Р. Шамвей (англ. David R. Shumway) утверждает, что возможно тот преувеличивает значение этого жанра. Он обращает внимание на то, что только в двух из семи указанных Кэвеллом комедий персонажи хоть как-то взаимодействуют друг с другом как муж и жена. Кроме того, он отмечает, что все семь фильмов можно отнести к жанру эксцентрической комедии[1].

Не так давно кинокритики Энтони Скотт и Дэвид Эдельстейн[англ.] утверждали, что фильм «Вечное сияние чистого разума» является примером этого жанра в XXI веке[2][3].