Коминтерн (тягач)


Создан в 1931 году по заданию Главного артиллерийского управления РККА инженерами Харьковского паровозостроительного завода под руководством Б. Н. Воронкова (ведущие конструкторы Д. М. Иванов и Д. Ф. Бобров). После существенной доработки конструкции с использованием ходовой части и некоторых других узлов и агрегатов среднего танка Т-24, в 1934 году началось серийное производство.

Всего за период с 1934 по 1940 год было изготовлено и поступило в войска 1 798 машин. В 1940 году производство было прекращено в связи с появлением более совершенного и мощного артиллерийского тягача «Ворошиловец».

Перед Великой Отечественной войной значительная часть машин находилась на Дальнем Востоке, большое количество использовалось в промышленности.

С их помощью резко повысилась тактическая и оперативная подвижность артиллерии. Эти машины могли буксировать практически все тяжелые артиллерийские системы: 76-мм зенитные пушки образца 1931 года, 85-мм зенитные пушки образца 1939 года, 122-мм пушки образца 1931/37 года, 122-мм гаубицы образца 1938 года, 152-мм гаубицы образца 1934/36 года, 152-мм пушки образца 1935 года (БР-2), 152-мм гаубицы-пушки образца 1937 года (МЛ-20), 203-мм гаубицы образца 1931 года (Б-4). На довоенных парадах они обычно возили 122-мм корпусные пушки образца 1931/37 г (А-19) и 152-мм гаубицы-пушки образца 1937 г (МЛ-20).

На 1 января 1941 года в Красной Армии 1017 «коминтернов» (4,7 % специальных артиллерийских тягачей), хотя по штатам, утвержденным в апреле 1941 года, их должно было быть 6891. На 22 июня 1941 года в войсках их 1500. К 1945 году в действующей армии числились 568 тягачей «Коминтерн» (потеряно с 1 сентября 1942 года всего 56), которые широко применялись для транспортировки всех типов полевой и гаубичной артиллерии.

Артиллерийский тягач «Коминтерн» восстанавливается до ходового состояния в музее «Битва за Ленинград» имени Зиновия Григорьевича Колобанова. Окончание работ запланировано на декабрь 2018 года.[1]