Комиссаржевский, Фёдор Фёдорович


Фёдор Фёдорович Комиссарже́вский (23 мая [4 июня] 1882, Венеция — 17 апреля 1954[1], Дариен[d]) — русский театральный режиссёр, педагог, теоретик театра, художник и переводчик. Сын певца Фёдора Петровича Комиссаржевского, брат Веры Комиссаржевской. Основатель театра имени В. Ф. Комиссаржевской. После эмиграции стал одним из ведущих театральных режиссёров Англии, с 1939 года жил и работал в США.

Его отец, певец Фёдор Петрович Комиссаржевский, в своё время тайно обвенчался в Царском Селе с дочерью офицера Преображенского полка Марией Николаевной Шульгиной, в браке с которой родились три дочери: Вера, Надежда и Ольга. Во время гастрольного турне Фёдор Петрович познакомился с польской княжной Курцевич, на которой вскоре женился; в этом браке в Венеции и родился в 1882 году сын Фёдор.

Получил архитектурное образование. Вошёл в число пайщиков Драматического театра В. Ф. Комиссаржевской, который открылся 28 (15) сентября 1904 года в здании петербургского «Пассажа» спектаклем «Уриэль Акоста» Гуцкова. Это был демократичный интеллигентный театр, основу репертуара которого составляли произведения Г. Ибсена, А. П. Чехова и А. Н. Островского[2][3] С 1904 по 1909 год Фёдор Фёдорович возглавлял постановочную часть театра, для которого перевёл пьесы Августа Стриндберга, Кнута Гамсуна и Карло Гольдони. Поставил на сцене пьесы «Бесовское действо» А. М. Ремизова (1907), «Чёрные маски» Л. Н. Андреева (1908, совместно с А. П. Зоновым), «Праматерь» Ф. Грильпарцера (1909, оформление А. Н. Бенуа) и «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони (1909). Режиссёрские работы были близки к классическим традициям символизма.[4]

В 1909 году вместе с Николаем Евреиновым организовал театральное кабаре под названием «Веселый театр для пожилых детей».

В 1910 году переехал в Москву. Через некоторое время (при участии Казимира Бравича и Петра Ярцева) открыл свою театральную школу. В студии поставил спектакли «Фауст» Гёте и «Идиот» Достоевского. Большое внимание уделял проблемам актёрского перевоплощения, придерживался традиционному построению спектакля и системы Станиславского.

Был режиссёром Театра К. Н. Незлобина, в труппе которого иногда играла его сестра, поставил спектакли «Мещанин во дворянстве» Мольера (1911), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Н. Островского (1910), «Принцесса Турандот» К. Гоцци (1912) и «Идиот» по Достоевскому (1913).