Комитеты железных дорог


Комитеты железнодорожные — совещательные учреждения, которые первоначально создавались в Российской империи для обсуждения или осуществления проектов постройки отдельных железных дорог[1].

В 1842 году образован был Комитет для устройства Санкт-Петербурго-Московской железной дороги[2] под председательством наследника престола цесаревича Александра Николаевича[3], закрытый в 1858 году[2].

В 1855 году был учрежден Комитет для определения основных начал условий на сооружение железных дорог частными компаниями. В 1858 году образован комитет железных дорог для предварительного обсуждения главных мер и положений по частным железным дорогам; заключения Комитета вносились на Высочайшее усмотрение[2].

Председатель и члены Железнодорожного комитета назначались Высочайшей властью; непременными членами считались министры финансов и министры путей сообщения. Комитет железных дорог упразднен в 1874 году[2].

С 1870 по 1873 год существовал еще особый Комитет для наблюдения за постройкой в России узколинейных (узкоколейных) железных дорог и для разрешения важнейших вопросов в отношении постройки и эксплуатации железных дорог[2].

Комитет Сибирской железной дороги (1892—1905) был учрежден указом от 10 декабря 1892 года для общего руководства строительством Транссибирской магистрали и различными дополнительными мероприятиями по развитию прилежащих к магистрали территорий. Для предварительного рассмотрения законодательных дел, подлежащих представлению на Высочайшее усмотрение, через общее собрание государственного совета, составлялось каждый раз, с особого Высочайшего разрешения, соединенное присутствие из членов комитета и соответствующего департамента государственного совета[2].