Коммерческий кодекс Франции


Торговый ко́декс Фра́нции (фр. Code de Commerce de France) — принятый в установленном французским законодательством порядке свод норм коммерческого права, который призван регулировать на территории Франции (включая её заморские департаменты и земли) все юридические аспекты коммерческой деятельности.[1]. В отличие от периода, охватывающего XIX—XX вв., когда коммерческие правоотношения во Франции регулировались односоставным Коммерческим кодексом 1807 г.[2], в настоящее время Коммерческий кодекс этой страны (как и большинство других её кодексов) является двухсоставным: он состоит из законодательной части, принятой в 2000 г., и регламентарной части, принятой в 2007 г.

Как уже упоминалось выше, в XIX—XX вв. коммерческие правоотношения во Франции регулировались Коммерческим кодексом 1807 г. Этот Кодекс был принят в наполеоновскую эпоху в ускоренном порядке по инициативе великого французского императора с целью упорядочения в стране всех видов экономической деятельности. Причина, по которой Наполеон настоял на срочном принятии Кодекса, состояла в первую очередь в том, что после Революции 1789 г. становление французской экономики протекало довольно болезненно и хаотично. К тому же оно сопровождалась многочисленными банкротствами предприятий, что, безусловно, подрывало устои государственной и общественной жизни Франции.

Хотя Кодекс 1807 г. содержал целый ряд нормативно-правовых нововведений, его основой всё же явились концептуальные положения, содержавшиеся в двух королевских ордонансах: в Торговом Ордонансе 1673 г. и в Морском Ордонансе 1681 г. Несмотря на то, что в последующие полтора века Кодекс 1807 г. постоянно подвергался различным изменениям и многочисленным поправкам, вызванным научно-техническим прогрессом и переменами в общественно-экономических отношениях государства, к середине XX в. он устарел настолько безнадёжно, что в него вообще перестали вносить какие-либо поправки.

В результате этого большая часть его норм оказалась отменённой, а вся коммерческая деятельность (включая морскую торговлю) регулировалась в основном отдельными законами и правительственными декретами, которые принимались по мере надобности. По этой причине в конце XX в. во Франции было принято решение отказаться от «некодифицированного» метода регулирования экономических отношений, что требовало разработки и принятия нового Коммерческого кодекса.

Новый Коммерческий кодекс Франции, первоначально насчитывавший около двух тысяч статей, был разработан довольно быстро, поскольку в его основу были положены нормы уже действовавших законов. Кодекс был принят Ордонансом правительства № 2000—912 от 18 сентября 2000 г. С его принятием с 21 сентября 2000 г. прекратил своё почти двухсотлетнее действие Коммерческий кодекс Франции 1807 года, а также целый ряд иных, более поздних, нормативных актов, регламентировавших во Франции торгово-экономическую деятельность на протяжении довольно значительного исторического периода.