Компания-зомби


Компания-зомби (англ. zombie company) — используемое средствами массовой информации обозначение компании, которая нуждается в постоянных финансовых вливаниях для того, чтобы продолжать деятельность. По определению Банка международных расчетов (BIS), «зомби» — это публичная компания, которой минимум 10 лет и у которой процентные платежи по займам превышают прибыль до уплаты процентов и налогов[1].

Широкое понимание: компанию можно определить как «зомби», если её коэффициент покрытия процентов был меньше единицы, по крайней мере, три года подряд и если этому коэффициенту компании не менее 10 лет[2].

Узкое понимание: на основе оценки фондового рынка добавляется требование о том, что компании-зомби в сравнении с «не-зомби» имеют более низкий ожидаемый потенциал для роста в будущем. Так, «зомби» должны иметь отношение рыночной стоимости своих активов к их восстановительной стоимостикоэффициент Тобина (q) — ниже медианы в их секторе в любой год. В соответствии с широким определением медиана q для «зомби» выше, чем у «не-зомби», поэтому инвесторы с оптимизмом смотрят на будущее многих из компаний-зомби. Узкое определение направлено на устранение этой аномалии — компания-зомби имеет более низкую медиану q, немного ниже единицы[3].

В гипотезе Хаймана Мински о финансовой нестабильности компания-зомби соответствует третьему классу заёмщиков: первый — это хедж-финансирование, при котором должник в силах расплатиться и по процентам, и по телу долга, второй — спекулятивное финансирование, когда денежного потока заёмщиков хватает для уплаты процентов, но не тела долга, третий — Понци-финансирование (от имени знаменитого итальянского «пирамидостроителя») — денежного потока не хватает уже и на выплату процентов[4].

В журналистском и научном сообществе есть мнение, что классическим примером компании-зомби (в широком определении) является Tesla, которая производит высокотехнологичные электромобили, но является убыточной[5]: основанная в 2003 году компания на протяжении последних восьми лет показывает чистый годовой убыток[6], беспрецедентный для корпоративного сектора США. По оценке Value Investors Club, компания Tesla является модифицированной схемой Понци: всю свою историю компания финансирует собственную деятельность через анонс нового продукта и сбор предоплаты прежде, чем готова приступить к его производству — компания расходует привлечённые депозиты клиентов на капитальные затраты и операционные расходы для производства предыдущего продукта, а когда у компании заканчиваются средства, объявляется выпуск нового продукта и принимается на него предоплата, чтобы завершить производство ранее анонсированного продукта»[7].