Комплекс сооружений завода «Арсенал»


Комплекс сооружений завода «Арсенал» — памятник архитектуры. Расположен в Санкт-Петербурге, современный адрес — улица Комсомола, 1-3, 2, Арсенальная набережная, 1, улица Михайлова.

Комплекс был возведён при переносе с другого берега Невы ранее существовавшего промышленного комплекса. В отличие от многих других петербургских промышленных предприятий своего времени, он строился по единому замыслу[2].

Здания расположены на месте, которое раньше занимала Партикулярная градская верфь, почти напротив старого Арсенала[2] (для того, чтобы оборудование было легче перевезти по воде на новое место). Строительство шло в 1844—1849 годах по проекту А. П. Гемилиана и под руководством А. А. Тона[1].

Территория производства была разделена на функциональные зоны. Между Невой и современной улицей Комсомола находилось основное производство — слесарная, лафетная, паяльная, кузнечная мастерские, стоявшие четырёхугольником со двором в центре, торцом к набережной здесь же стояли два склада. Выходящие на Неву здания рассчитаны на восприятие с другого берега; красно-коричневые фасады ритмично расчленены арочными полуциркульными окнами с архивольтами. Перед зданиями устроен спуск к воде, украшенный пушками. Внутренняя планировка анфиладная, в большинстве случаев видно сводчатые потолки[1], лестницы на косоурах, как металлических, так и литых[3]. В аттике центральной части ранее располагался двуглавый орёл[1].

Вдоль улицы Комсомола было построено два трёхэтажных корпуса, деревообделочная мастерская и офицерский корпус. На воротах между ними ранее стояла статуя Петра I, теперь в сквере перед воротами стоит памятник-бюст М. В. Фрунзе. Ограда и ворота сделаны из орудийных стволов. В глубине квартала были жилые дома мастеровых. В конце XIX века квартал застроили дальше, до железнодорожных путей, в кирпичном стиле в связи с расширением предприятия[4].

В 2021 году в одном из зданий на набережной открылось культурное пространство «Храм Оленя», в дальнейшем планируется это пространство расширить. В процессе приспособления помещений обнаружился подземный ход, ведущий к причалу[5].