Кирпичный стиль


Кирпи́чный стиль — течение в российской архитектуре второй половины XIX — начала XX веков, который отразил тенденцию создания рационально организованного здания[1][2][3].

Назван по способу отделки фасадов: обнажённая кирпичная кладка — использование натурального цвета и фактуры кирпича без последующей штукатурки или облицовки; также — облицовка высококачественным кирпичом, включая полихромным, с включением изразцов, терракотовых и каменных деталей[2].

Использование эстетических качеств кирпича (нем.  Backsteinbau) известно с глубокой древности: в архитектуре древней Месопотамии и Египта, Византии, в частности в постройках Равенны на территории Италии, Ломбардии, в так называемой «кирпичной готике»[4].

В период историзма XIX века фасады зданий из кирпича оставляли в качестве выразительного средства в неовизантийском и неороманском стиле.

Среди источников кирпичного стиля выделяют «архитектуру красного камня» (Backsteinbaukunst; особый кирпичный стиль[5]) К. Ф. Шинкеля и берлинской школы, воплотившаяся в новом тогда стиле неоренессанса в здании Берлинской строительной академии, и рационалистическая концепция неоготики Э. Виолле-ле-Дюка, которая воплощена Х. П. Берлаге в здании Биржи  (англ.) в Амстердаме[2][6].

Кирпичный стиль сформировался в работах петербургских архитекторов Р. Б. Бернгарда, Г. А. Боссе, Р. А. Желязевича, И. С. Китнера, П. И. Таманского, К. К. Шмидта, и В. А. Шрётера. Также художественные свойства кирпича использовали архитекторы русского стиляВ. О. Шервуд, А. А. Парланд и другие[2].