Неороманский стиль


Неороманский стиль (нем. Neuromanik, англ. Romanesque Revival) — один из неостилей в искусстве периода историзма середины и второй половины XIX века. Предпосылки этого стиля сложились в Германии, но наибольшее распространение он получил в США и Канаде в 1870—1920 годах[1].

Формальной основой неороманского стиля послужила Романская архитектура стран Западной Европы XI—XII веков. В 1830—1840-х годах немецкий архитектор Фридрих фон Гертнер, придворный архитектор баварского короля Людвига I, создавал в Мюнхене новый стиль, призванный отразить, согласно идеологии национального романтизма, традиции великой немецкой культуры периода Средневековья. В числе прочих формальных элементов он использовал характерный мотив романской архитектуры — полуциркульные арки, собранные в аркады, и арочные окна (с полуциркульным завершением), с помощью которых он компоновал фасады зданий. Отсюда название: «круглоарочный стиль» (нем. Rundbogenstil). Однако Гертнер работал также в помпейском, неоготическом стилях и те же арочные элементы использовал, подражая флорентийским палаццо и лоджиям эпохи Возрождения, создавая стиль, который позднее получил наименование: неоренессанс[2]. Примечательно, что такими же композиционными приёмами пользовался архитектор «прусского эллинизма» Карл Фридрих Шинкель, работавший в Берлине[3].

В Великобритании схожий стиль именовали неонорманнским, или англо-нормандским, поскольку средневековая архитектура Англии романского периода XI—XII веков сформировалась в результате нормандского завоевания XI века. Норманны строили на Британских островах замки и укрепления, монастыри, аббатства, церкви и соборы. Наиболее известные британские архитекторы неонорманнского (неороманского) стиля середины и второй половины XIX века: Томас Хоппер, Джон Пирсон, Альфред Уотерхауз, Уильям Баттерфилд. В 1869—1877 годах А. Уотерхауз построил в Манчестере грандиозное здание Ратуши в «норманнском стиле». В Лондоне, в районе Южный Кенсингтон, Уотерхауз возвёл здание Музея естественной истории с двумя массивными башнями «романского стиля». Рядом с этим зданием с 1859 года Фрэнсис Фоук возводил корпуса Музея Виктории и Альберта, в декоре которых также использованы элементы средневековой романской архитектуры[4].