Шинкель, Карл Фридрих


Карл Фри́дрих Ши́нкель (нем. Karl Friedrich Schinkel; 13 марта 1781, Нойруппин, Бранденбург — 9 октября 1841, Берлин) — немецкий архитектор, живописец, рисовальщик, театральный художник. Считается лидером «романтического историзма» в немецком зодчестве: работал в стилях неоготики, неоренессанса, был главным представителем архитектурного стиля прусского эллинизма. Творчество Шинкеля оказало глубокое влияние на официальную архитектуру и все виды искусства того времени; в результате чего сдержанный классический стиль преобладал в искусстве Прусского королевства до середины XIX века.

Карл Фридрих Шинкель родился в семье архидиакона (нем. Archidiakon) лютеранской церкви. Когда ему было шесть лет, его отец погиб во время катастрофического пожара в Нойруппине 1787 года. Позднее Шинкель переехал в Берлин, где с 1799 года изучал архитектуру в проектной мастерской Давида Жилли Старшего и его сына Фридриха Давида Жилли (все трое стали друзьями), и в только что основанной (в 1799 году) Берлинской строительной академии (Bauakademie). Одновременно работал живописцем на Берлинской королевской фарфоровой мануфактуре. В 1803—1805 и в 1820-х годах путешествовал по Италии, позднее был во Франции, в 1826 году — в Англии[5].

Вернувшись в Берлин из своей первой поездки в Италию, Карл Фридрих стал зарабатывать на жизнь живописью, писал пейзажи, исторические сцены, создал немало ландшафтных диорам и панорам. Увлекался музыкой, изучал немецкое средневековое искусство. Когда он увидел картину Каспара Давида Фридриха «Странник над морем тумана» (первый вариант) на художественной выставке в Берлине 1810 года, он решил, что никогда не достигнет такого мастерства в живописи, и обратился к графике и архитектуре. В 1811 году освоил технику литографии. Работая для Берлинской оперы, в 1816 году Шинкель создал декорационный фон «Зала звёзд» во дворце «Царицы ночи» для постановки оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Волшебная флейта». Эта работа Шинкеля воспроизводилась в течение многих лет. Он также создавал оформление мизансцен и для других постановок («Ундина», «Фауст», Музей Шинкеля, Берлин)[6].

В 1810 году по предложению Вильгельма фон Гумбольдта Шинкеля назначили асессором Прусской строительной депутации. Он вошёл в состав Главной комиссии по делам строительства. В 1811 году стал членом Берлинской академии архитектуры, в 1838 году стал главным архитектором королевской семьи. В качестве главы департамента работ Прусского государства и архитектора королевской семьи он проектировал главные берлинские постройки того времени. На этой должности он отвечал не только за преобразование города Берлина в представительную столицу Пруссии, но также курировал проекты на расширенных прусских территориях от Рейнской области на западе до поселения Альтштадт (Кёнигсберг) на востоке. Его деятельность в сфере архитектуры и строительства привела к возникновению «школы Шинкеля» (нем. Schinkelschule), из которой вышли его последователи Людвиг Персиус и Август Фридрих Штюлер[7].