Штюлер, Фридрих Август


Фридрих Август Штюлер (нем. Friedrich August Stüler; 28 января 1800, Мюльхаузен, Тюрингия — 18 марта 1865, Берлин) — немецкий архитектор и градостроитель Берлина периода историзма, ученик и последователь Карла Фридриха Шинкеля. Самыми известными творениями архитектора считаются здание Нового музея, а также купол и триумфальная арка главного портала уничтоженного в 1950 году здания Королевского дворца в Берлине.

Фридрих Август Штюлер происходил из старинной, знатной семьи. Его предки в разное время были влиятельными купцами, сенаторами и советниками города Мюльхаузен в Тюрингии. Один из предков архитектора — Людвиг Гельмбольд — был известным поэтом и автором лютеранских гимнов. Родители Фридриха Августа: Иоганн Готфрид Штюлер (1753—1821) и Иоганна Фридерике Генриетта Штюлер, урождённая Рейнхольд (1773—1827).

Фридрих Август Штюлер с 1818 года учился в берлине, в том числе у Карла Фридриха Шинкеля. В 1829 и 1830 годах Штюлер побывал со своим другом Эдуардом Кноблаухом и дрезденским архитектором Вольдемаром Германом побывал во Франции и Италии. Он много путешествовал, изучая архитектуру разных стран. В 1831 году с Генрихом Штраком был в России. В 1842 году он был в Англии, в 1858 году — снова в Италии[6]. В 1831 году Штюлер стал строительным инспектором, в 1832 году — главным инспектором и директором комиссии по строительству Королевского дворца в Берлине. Он также был одним из основателей в 1824 году Берлинской ассоциации архитекторов (Architektenvereins zu Berlin).

В декабре 1837 года в Санкт-Петербурге произошёл пожар, который уничтожил большую часть интерьеров императорского Зимнего дворца. В «возобновлении интерьеров» приняли участие все крупные архитекторы России. Однако, кроме этого, император Николай I задумал обновить и фасады. Через своего тестя прусского короля Фридриха Вильгельма III он объявил конкурс в Берлинской ассоциации архитекторов. Ф. А. Штилер и В. Штир разработали, согласно мировоззрению эпохи историзма и собственным весьма туманным представлениям о «восточных искусствах», два варианта новых фасадов дворца: в «мавританском» и «московском» стилях. Однако император, рассмотрев эти и другие проекты, приказал оставить фасады в прежнем виде, сохранив изначальный стиль барочно-рокайльных фасадов дворца постройки Б. Ф. Растрелли[7].