Неоренессанс


Неоренессанс — условное название одного из неостилей, получившего распространение в период историзма XIX века. Основу этого стиля составила архитектура итальянского Возрождения. Отсюда название[1]. В отличие от римского классицизма начала XVI века, стилевых течений классицизма XVII и неоклассицизма XVIII веков, в композиции зданий, оформлении интерьеров, в мебели и изделиях декоративно-прикладного искусства, называемых неоренессансными (нем. Neo-Renaissance), эклектично соединяются элементы искусства Северного Возрождения — Фландрии, Нидерландов, Германии, Англии, готические мотивы, формы французского Ренессанса и немецкого барокко[2].

В странах Западной Европы и России архитектурный стиль неоренессанса приобретал различные формы в зависимости от местных традиций средневекового и ренессансного искусства. Обычно выделяют два течения, условно называемых «итальянским» и «германским». Для первого наиболее характерны симметрия, рациональное пропорционирование, пилястровый ордер, рустика, венецианское или брамантово окно. Для второго течения типичны «вертикальность» (в противоположность итальянской «горизонтальности»), шатровые башни, угловые ризалиты, высокие кровли со щипцами, эркеры. Цветовая гамма определяется сочетанием красного кирпича и белого камня, который нередко образовывал белые полоски, называемые «слоями сала» (нидерл. speklagen).

Первым европейским зданием в неоренессансном стиле стал дворец Евгения Богарне (Лёйхтенбергский дворец) в Мюнхене, строительство которого началось в 1817 году по проекту Лео фон Кленце. Позднее, в 1830-е годы, в Мюнхене было возведено ещё несколько крупных зданий в неоренессансном стиле (Национальная библиотека, 1831, арх. Фридрих фон Гертнер). В Дрездене в этом стиле работал Готфрид Земпер (Дрезденская опера, 1837). В Лондоне приверженцем стиля неоренессанс был Чарлз Бэрри, обычно работавший в неоготическом стиле, спроектировавший здания Клуба путешественников (1829) и Клуба реформаторов (1837). Популярности стилю добавляла его живописность, в отличие от однообразия неоклассицизма и аскетичности неоперпендикулярного стиля. К тому же, стиль неоренессанс оказался пригодным для выражения богатства, респектабельности заказчиков Викторианской эпохи[3].