Пропорционирование


Пропорционирование (нем. Proportionierung, от лат. pro-portio — соотношение, соразмерность) — способ гармонизации формы на основе равенства количественных отношений её частей. Пропорциональностью называют равенство (постоянство) отношений двух или более переменных величин. Иную редакцию той же закономерности даёт Большая российская энциклопедия: «Равенство между двумя отношениями четырёх величин»[1]. В математике пропорцией называется такое отношение (зависимость) величин, которое при увеличении или уменьшении одной величины в несколько раз (удвоении, утроении, уменьшении вдвое, …) другая увеличивается или уменьшается во столько же раз. Например, 1 : 2 = 3 : 6. Отношение таких величин называется коэффициентом пропорциональности или константой пропорциональности[2].

В теории искусства и художественной практике сложилось устойчивое определение: «Пропорция — закономерное соотношение величин частей художественного произведения между собой, а также каждой части с произведением в целом»[3].

В философии культуры это понятие рассматривают более широко, как способ установления оптимальной и целостной формальной структуры применением метода количественного согласования частей и целого, но отличают это понятие от категории содержательной целостности — композиции[4].

В архитектурной теории, напротив, используют более узкое определение: пропорция — это соотношение между длиной, шириной и высотой здания, фасада или его частей. Теоретическое изучение пропорций в архитектуре известно как теория пропорций[5].

Достаточно сложная теория пропорций существовала в Древнем Египте, причём не только в математике, но и в искусстве[6]. От египетских жрецов математическую теорию пропорций унаследовали древние греки и римляне. Принято считать, что первым греческое слово «аналогия» (др.-греч. ἀναλογία), что дословно означает «вновь-отношение», заменил латинским аналогом лат. proportio римский оратор Цицерон.

Исследования пифагорейцев позволили разделить содержание понятий «соразмерность» и «пропорциональность». Древнеримский архитектор Витрувий в трактате «Десять книг об архитектуре» (13 г. до н. э.) назвал симметрией «простую соразмерность», или метрическую норму, словом «симметрия», а закономерную повторяемость, ритмическую, или динамическую, организацию элементов композиции — пропорцией[7].