Земпер, Готфрид


Готфрид Земпер (нем. Gottfried Semper, 29 ноября 1803, Гамбург — 15 мая 1879, Рим) — немецкий архитектор середины XIX века, представитель архитектуры периода историзма, работал в стилях необарокко и неоренессанс. Автор новых архитектурных концепций строительства музейных и театральных зданий. Выдающийся теоретик искусства[5].

Готфрид Земпер родился в семье состоятельного фабриканта шерсти Готфрида Эмануэля Земпера (1768—1831) из Ландесхута в Силезии, который ещё в детстве переехал в Гамбург, и Йоганны Марии, урожденной Паап (1771—1857), происходившей из семьи гугенотов. Готфрид был крещён в реформатской церкви в Альтоне, районе Гамбурга, захваченном в то время датчанами. Он был пятым из восьми детей. После французской оккупации Гамбурга в 1806 году семья переехала в Альтону[6][7].

Молодые годы Готфрид провёл сначала в подготовительной школе в Бармштедте, а с 1819 года — в Гамбургской школе учёных Йоханнеума (Gelehrtenschule des Johanneums) (приходской школе церкви Св. Иоанна). В 1823—1824 годах он изучал математику и историю в Гёттингенском университете. После неудачной попытки получить место подмастерья на строительстве порта и гидротехнических сооружений Гамбурга в 1825 году Готфрид Земпер поступил в архитектурный класс Мюнхенской академии изобразительных искусств, однако поначалу не демонстрировал заметных успехов[8].

В декабре 1826 года после продолжительного путешествия по Германии (Гейдельберг, Вюрцбург, Регенсбург) Земпер приехал в Париж для работы с Жаком Иньясом Гитторфом и Францем Христианом Гау, известными архитекторами немецкого происхождения[9].

В 1828 году Земпер начал работать подмастерьем на строительстве порта в Бремерхафене, но уже в 1829 году вернулся в Париж к Гау. Там он восторженно встретил Июльскую революцию 1830 года. Затем отправился в Италию и в конце ноября был в Риме. В феврале 1831 года он посетил Помпеи, потом уехал на Сицилию с шестью французскими архитекторами для изучения храмов Агридженто (Акраганта), Селинунта и Сегесты. Вместе с французским архитектором Жюлем Гури, он отправился в Грецию. В 1832 году четыре месяца участвовал в археологических изысканиях на Афинском акрополе. Более всего Земпера заинтересовал возникший ещё в период бидермайера вопрос, были ли покрыты росписью архитектурные сооружения древних греков и римлян (спор о полихромии). Когда он вернулся в Рим, то смог обнаружить следы окраски на фрагментах рельефов колонны Траяна. Земпер отправил образцы своему брату Вильгельму, фармацевту из Альтоны, для химического анализа. Сделанные Готфридом Земпером в Италии реконструкции интерьеров античных вилл, послужили основанием для более поздних проектов декоративных работ в Дрездене и Вене.