Бидермайер


Бидермайер[1], бидермейер[2] (нем. Biedermeier) — художественное течение в немецком и австрийском искусстве, главным образом в живописи, графике, оформлении интерьера и декоративно-прикладном искусстве, получившее развитие в 1815—1848 годах, во времена относительного затишья в Европе после окончания наполеоновских войн (Венский конгресс) и до революционных событий в Германии 1848—1849 годов.

Ввиду отсутствия либо слабой проявленности оригинальных стилевых черт и формальных признаков в произведениях бидермайера, это явление затруднительно классифицировать в качестве художественного стиля. Немецкие исследователи Г. Бёмер, Р. Леман, Л. Шротт называли бидермайер «сниженным ампиром» либо «псевдоромантизмом», хотя он и сложился в результате романтического движения в искусстве стран Западной Европы[3].

Название возникло от игры слов: Biedermann — простак, простодушный, наивный человек, и фамилии Meier. В 1848 году немецкий поэт Й. фон Шеффель опубликовал два стихотворения: «Вечернее уютное времяпрепровождение бидерманна» и «Сетования праздного Майера», а в 1850 году другой немецкий поэт Людвиг Айхродт[4] из двух слов составил псевдоним, под которым он стал печатать сентиментальные и наивные стихотворения. Вскоре под вымышленным именем Готтлиба Бидермайера стали появляться произведения, пародирующие любительские и нелепые стихи некоего С. Заутера, провинциального школьного учителя. Эта история хорошо отражает идеологию провинциального, отчасти мещанского и сентиментального искусства, распространявшегося в немецко-австрийской провинции того времени.

Характерно, что в эти же годы в архитектуре столиц — Берлина и Вены — получали распространение крупные художественные стили: прусский эллинизм и венский неоклассицизм, противопоставлявшие себя французскому ампиру, который после поражения наполеоновской Франции приобрёл негативные коннотации[5].

Идеологические предпосылки этого стиля лежат в неустойчивом политическом положении в Германии и Австрии того времени, когда господствовали политическая реакция и кризис больших форм искусства. Тревожное положение и меланхолия вызывали камерные, отрешённые от суровой реальности настроения. Типичный выход из этого состояния — погружение в эстетику замкнутого мирка семьи, круга родственников и друзей, воспитания детей, поиска предмета творчества в обычных жизненных радостях.

Бидермайер является ответвлением романтизма, пришедшего на смену ампиру, поэтому его иногда называют «смесью ампира с романтизмом». В бидермайере отразились представления бюргерской среды, формы стиля ампир преобразовывали в духе интимности и домашнего уюта. Для бидермайера характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы и бытовых деталей. Основная черта бидермайера — идеализм.