Неоготика


Неого́тика (фр. néogothique; нем. Neugotik, Neogotik — новая готика), псевдо́готика, ло́жная го́тика — один из неостилей, сложившийся в европейском искусстве XVIII—XIX веков.

Имеет несколько фаз развития и различные региональные варианты[1]. В стиле неоготики архитекторы возрождали формы и в ряде случаев конструктивные особенности средневековой готики, но с иным историко-культурным содержанием. Первыми проектами, предвосхитившими движение неоготической архитектуры, считаются проект западного фасада церкви Сент-Эсташ в Париже Жака Лемерсье (1532; не осуществлён) и Капелла Линкольнс-Инн в Лондоне, построенная по проекту архитектора Иниго Джонса в 1620—1623 годах. В 1666 году Кристофер Рен в плане реконструкции Лондона после «Большого пожара» предусматривал строительство новых пятидесяти приходских церквей, из них четыре в «готическом стиле»[2].

Неоготическое движение отчётливо проявилось в Англии в 40-е годы XVIII века. Развивалось оно во многом параллельно с медиевистикой и поддерживалось ею. В Англии, Германии и Франции неоготика имела не только национально-романтическое, но и ренессансное содержание, поскольку средневековая готика в странах Северной Европы, в отличие от Италии, Греции или России, является местной классикой[3].

В других странах неоготический стиль был востребован в ином качестве и с иным содержанием. В этом стиле строили католические соборы в Нью-Йорке и Мельбурне, Сан-Паулу и Калькутте, Маниле, Гуанчжоу и Киеве. В России XVIII века «готические» постройки имели, как правило, игровое, костюмированное содержание либо символически обозначали «иное культурное присутствие», в том числе, связанное с и масонской символикой[4].

В России востребованность неоготики была ограничена вкусами отдельных аристократов-заказчиков, которые строили архитектурные капризы, и католических общин крупных городов, которые строили костёлы. В русскоязычных источниках использовали термин «псевдоготика», так как подлинной готики на территории средневековой Руси не существовало. В наше время большинство исследователей предпочитают определение «романтическая архитектура» и рассматривают её в контексте «оттеняющего стилевого течения» екатерининского классицизма второй половины XVIII века либо искусства модерна рубежа ХIX — XX столетий[5].