Лемерсье, Жак


Жак Лемерсье́, Лёмерсье (фр. Jacques Lemercier, 1585, Понтуаз — 13 января 1654, Париж) — французский архитектор, наряду с Франсуа Мансаром и Луи Лево считается одним из создателей архитектурного стиля Людовика XIII, соединявшего принципы классицизма и элементы барокко. Иногда этот стиль называют французским классицизирующим барокко.

Жак Лемерсье принадлежал к потомственной семье масонов (master mason — «мастеров каменной кладки») и инженеров-строителей из Понтуаза, известных в Иль-де-Франс с XVI века. Строителями были дед Жака: Пьер Ле Мерсье и отец Никола Ле Мерсье Старший (1541—1637). Брат Жака Лемерсье — Пьер Лемерсье Второй (? — 1639) также был архитектором и помощником Жака. Известны и другие представители этой семьи[5].

В 1607—1611 годах жак Лемерсье совершил поездку в Италию. В Риме он усвоил уроки архитектуры римского классицизма Браманте и Рафаэля, а также классического римского барокко. Поэтому вернувшись во Францию в 1612 году, он продемонстрировал хорошее знание итальянской строительной школы. Завершая строительство Люксембургского дворца для Марии Медичи после кончины Саломона Деброса в 1626 году, Лемерсье также проявил понимание архитектурного стиля флорентийского маньеризма. В дальнейшем, опираясь на французские традиции, Лемерсье сумел выработать оригинальный архитектурный стиль, соединивший все компоненты.

Однако вначале ему пришлось работать инженером по строительству мостов и завершать постройки других архитекторов. В 1617 году он построил в Париже амфитеатр медицины (l’amphithéâtre de médecine) на улице де ла Бушри (не сохранился), в 1622 году он спроектировал портал замка Драси-Сен-Лу (du château de Dracy-Saint-Loup), департамент Сона-и-Луара, в 1623—1637 годах руководил завершением строительства церкви Сент-Эсташ (Saint-Eustache) — святого Евстафия в Париже[6].

В 1615 году Жак Лемерсье получил звание королевского архитектора. В 1624 году он был назначен кардиналом Ришельё руководителем работ по перестройке «Квадратного двора» (Cour Carrée) Лувра. Лемерсье продолжил идеи проекта, разработанного в 1546 году Пьером Леско, предполагающего систему нескольких взаимосвязанных дворов. В центре западного фасада «Квадратного двора» Лемерсье возвёл «Павильон часов» (Pavillon de l’Horloge) (Павильон Сюлли, 1624—1630), оформив его тремя проездными арками первого яруса, по-барочному сдвоенными колоннами и раскрепованным карнизом, лепными орнаментами в стиле итальянского маньеризма. В центре верхнего яруса расположены часы, а надстройка Павильона украшена большими статуями кариатид работы скульптора Жака Саразена (высокая кровля Павильона часов была надстроена в 1852—1868 годах при Наполеоне III)[7].