Кониц, Ли


Ли Кониц (англ. Lee Konitz; 13 октября 1927Чикаго — 15 апреля 2020, Нью-Йорк) — американский джазовый музыкант, саксофонист и композитор.

Леон Кониц родился 13 октября 1927 года в семье евреев австрийского и русского происхождения Абрама Коница[6][7] (родом из Брод, 1898—1964) и Анны Гетлин (уроженки Пинска, 1900—1973)[8]; разговорным языком родителей был идиш[9]. У отца была небольшая прачечная. В семье росло трое сыновей. Ли Кониц начинал музыкантом-самоучкой. В возрасте одиннадцати лет он получил свой первый кларнет[10]. Однако позже отказался от инструмента в пользу тенор-саксофона[11][12]. В конце концов он перешёл с тенора на альт. Наибольшее влияние на него в то время оказали биг-бэнды, которые они с братом слушали по радио; услышав Бенни Гудмана, Ли захотел себе кларнет. Он импровизировал на саксофоне, прежде чем научился играть джазовые стандарты[13]. Образование получил в колледже Рузвельта[14][15].

Кониц начал свою профессиональную карьеру в 1945 году с группой Тедди Пауэлла, где он заменил Чарли Вентуру. Через месяц группа распалась. Между 1945 и 1947 годами он периодически работал с Джерри Уолдом. В 1946 году он встретил пианиста Ленни Тристано, и двое музыкантов стали работать вместе в небольшом коктейль-баре. Его следующая значительная работа была с Клодом Торнхиллом в 1947 году с аранжировкой Гила Эванса и Джерри Маллиганом в качестве композитора[14][16].

Он работал в составе Майлза Дэвиса, у которого были выступления в сентябре 1948 года. Также записывался с этим составом в 1949 и 1950 годы; позже треки были собраны в альбоме Birth of the Cool (Capitol, 1957). Присутствие Конитца и других белых музыкантов в группе рассердило некоторых черных музыкантов, так как многие из них были безработными в то время, но Дэвис отверг их критику. В 1948 году в Нью-Йорке Кониц также играет вместе с Гилом Эвансом[17]. Эти выступления в 1948—1950 годах легли в основу стиля кул-джаз[18].

Его дебют в качестве лидера состоялся в 1949 году с треками, собранными на альбоме Subconscious-Lee (Prestige, 1955). Он отказался от сотрудничества с Гудманом в 1949 году, о чём позже сожалел[14]. Близко дружил с Чарли Паркером, обратно представлениям критиков об их соперничестве[13].

В 1952 году выступает в Торонто[19], затем — в 1952—1954 годах — в джаз-бэнде Стэна Кентона[20][21][22]. В 1952 году он участвует как солист в записи знаменитого альбома Кентона New Concepts of Artistry in Rhythm[23], а в 1953 году записывается вместе с Джерри Маллиганом. В январе 1956 года Кониц, вместе с Гансом Коллером, Зутом Симсом и Ларсом Галлином, участвует в гастрольном турне по Европе[24].