Конкурсы искусств на Олимпийских играх


Конкурсы искусств на Олимпийских играх проходили с 1912 по 1948 год. Эту идею выдвинул барон Пьер де Кубертен, основатель современного олимпийского движения, который отмечал важность первоначальной красоты Олимпийских игр античности[1][2][3].

Созданием Международного олимпийского комитета в 1894 году в Париже / Франция и проведением современных Олимпийских игр барон Пьер де Кубертен старался воплотить идеалы укрепления психического и физического здоровья в миролюбивых спортивных состязаниях. Другим его пожеланием стало гармоничное сочетание спорта с искусством, именно поэтому он предложил ввести в программу Олимпийских игр художественные конкурсы, тематически связанные со спортом[1].

Идея Кубертена обсуждалась на IV Олимпийском конгрессе в Париже 23—25 мая 1906 года. В циркулярном письме, направленном членам МОК накануне конгресса, предлагалось обдумать и решить, каким образом искусство и литературу можно включить в современные олимпиады. От замысла до его реализации прошли годы. Только на V летних Олимпийских играх 1912 года в Стокгольме / Швеция художественные конкурсы впервые вошли в программу. Число участников было небольшим — всего 33, тем не менее награждения медалями состоялись по всем категориям[1][4].

На VII летних Олимпийских играх 1920 года в Антверпене художественные конкурсы, хотя и входили в программу, имели скорее характер параллельного мероприятия, не привлекая к себе особого внимания. Но такое отношение изменилось четыре года спустя в Париже, где не менее 193 художественных работ было представлено для оценок жюри. Примечательным также стало участие в VIII летних Олимпийских играх 1924 года русских художников из Советского Союза, в то время как на официальном уровне СССР игнорировал Олимпийские игры, считая их «буржуазным» мероприятием[5].

Значение художественных конкурсов значительно возросло на IX летних Олимпийских играх 1928 года в Амстердаме. Городской музей (Амстердам) выставил более 1100 экспонатов, не считая работ по литературе, музыке и архитектуре. Четыре из пяти категорий были разделены на подкатегории. Художникам разрешалось продавать свои произведения после закрытия выставки, что было довольно спорным, учитывая правила МОК.

Из-за Великой депрессиии удаленности Лос-Анджелеса на Олимпиаде 1932 года участников было меньше, чем в 1928 году. Однако на художественные конкурсы это не повлияло. В общей сложности 384 000 посетителей посмотрели выставку в Лос-Анджелесе в Музее истории, науки и искусства.