Конная железная дорога Ческе-Будеёвице — Линц


Конно-железная дорога Ческе-БудеёвицеЛинц была первой конно-железной дорогой (разг. конкой) на европейском континенте, введённой в эксплуатацию в 18271836 годах по трассе Ческе-БудеёвицеЛинцГмунден. Служила в основном для перевозки грузов, таких, как поваренная соль с соляных шахт Зальцкаммергут (Salzkammergut) Верхней Австрии в Чехию.

Линия стала первой, построенной под руководством чешского (австрийского) инженера Франца Антона фон Герстнера, вскоре приглашённого в Россию, спроектировавшего и построившего первую российскую железнодорожную линию из Санкт-Петербурга в Царское Село.

Планы связи для перевозки грузов рек Влтавы и Дуная предлагались ещё со времён Карла IV.[1][2], обсуждались подробно ещё ранее времён Лотара Фогемонте, в начале XVIII столетия. Разрабатывались предложения с тремя различными трассами каналов, к реализации которых так и не приступали ни во время правления Иосифа I Габбсбурга, ни даже при его преемнике Карле VI.

В течение XVIII столетия предлагались очередные проекты (Альберт из Штендаля, 1768, Вальхер), однако только Йозеф Розенауер смог построить Шванцербергский канал. Однако канал этот был пригоден разве что для сплава леса.

Вопрос о соединении между реками Влтавой и Дунаем оживился ввиду успешной постройки судоходного канала Франца между Дунаем и Тисой. Ее строитель Ян Йонас (Jan Jonas), рыцарь из Фрайенвальде (Freyenwalde), стимулировал создание в 1807 г. частного Чешского гидротехнического общества, [3] техническим директором которого был избран Франц Йозеф Герстнер. Сперва он с комиссией прошел всю территорию, по которой предполагалось проложить будущий канал.

Затем на общем собрании членов общества, 31 марта 1808 года он предложил вместо канала построить железную дорогу. Однако это предложение тогда не удалось реализовать. Эта идея Герстнера получила дальнейшее развитие в трактате Чешского Королевского научного общества в 1813 году, но следующий шаг был сделан только в 1819 году, когда Герстнер сумел обратить на него внимание графа Филиппа Шталя, главы коммерческой канцелярии двора Австрии. Австрия в том же году заключила с девятью другими государствами Соглашение о свободе навигации по Эльбе, в текст которого было включено предложение о соединении Эльбы и Дуная каналом либо железной дорогой.