Константин Великий и христианство


В правление римского императора Константина Великого (306—337) христианство начало переходить к статусу господствующей религии Римской империи. Историкам остаются непонятными причины, которые склонили Константина на сторону христианства, богословы и историки спорят о том, к какому учению раннего христианства он принадлежал. Нет единого мнения среди учёных относительно того, приняла ли христианство его мать Елена в своей юности, или, как утверждал Евсевий Кесарийский, Константин побудил её обратиться в веру, которую он принял сам.

Константин правил Римской Империей как единственный император в течение большей части своего правления. Некоторые учёные утверждают, что его главная цель состояла в том, чтобы получить единодушное одобрение и подчинение его власти от всех классов, и поэтому он выбрал христианство, чтобы вести политическую пропаганду, полагая, что это была наиболее подходящая религия, которая могла соответствовать имперскому культу (см. Непобедимое Солнце). Несмотря на это, при династии Константина христианство распространилось по всей империи, положив начало эпохе государственной Церкви Римской Империи[2]. Вопрос о том, искренне ли Константин принял христианство или остался верен язычеству, до сих пор остаётся предметом споров среди историков[3]. Его официальное обращение в 312 году почти повсеместно признано историками[2][4], есть также оспариваемое[1] утверждение, что он был крещен только на смертном одре арианским епископом Евсевием Никомидийским в 337 году[5][6][7]; истинные причины этого остаются неизвестными и также обсуждаются[3][4]. По мнению Ханса Польсандера, почетного профессора истории Нью-Йоркского университета в Олбани, обращение Константина было всего лишь ещё одним инструментом реальной политики в его руках, призванным служить его политическим интересам в сохранении империи под его контролем: «Преобладающим духом правительства Константина было консерваторство. Его обращение в христианство и поддержка христианства произвели меньше нововведений, чем можно было ожидать; на самом деле они служили совершенно консервативной цели — сохранению и продолжению империи»[8].

Решение Константина прекратить гонения на христиан в Римской Империи было поворотным моментом для раннего христианства, иногда называемым «триумфом Церкви», «миром церкви» или «константиновским сдвигом». В 313 году Константин и Лициний издали Миланский эдикт, декриминализирующий христианское богослужение. Император стал великим покровителем Церкви и создал прецедент для положения христианского императора в церкви и способствовал появлению понятий ортодоксия, христианский мир, вселенский собор и государственная церковь Римской Империи, объявленные эдиктом в 380 году. Он почитается как святой в лике равноапостольного в православной церкви, древневосточных православных церквях и различных восточных католических церквях, где он рассматривается как пример «христианского монарха».