Древневосточные православные церкви


Древневосточные православные церкви, также Ориентальные православные церкви[1][2] или Нехалкидонские церкви[3] — современное (с конца XX века в контексте двусторонних диалогов между такими церквами и Православной церковью[4]) обозначение монофизитских церквей[5][6], также именуемых в литературе дохалкидонскими церквами[комм. 1], вследствие того, что эти церкви отвергают решения Халкидонского собора и всех последующих вселенских соборов. Насчитывают в общей сложности около 50 миллионов членов по всему миру[7][8]. Большинство христиан относящихся к Древневосточным православным церквям живут в Египте, Эфиопии, Эритрее, Индии, Сирии, Турции и Армении.

В настоящее время Древневосточные православные церкви находятся в полном евхаристическом общении друг с другом, но не с Православной церковью или любыми другими церквями; однако Древневосточные православные церкви не образуют единой церкви, как католики и православные. Медленный диалог, направленный на восстановление общения между православными и древневосточными православными церквями, начался в середине XX века[9], и также ведётся диалог между древневосточными православными церквями и Католической церковью и между древневосточными православными церквями и Ассирийской церковью Востока[10]. В 2017 году было восстановлено взаимное признание крещения между Коптской церковью и Католической церковью[11]. Также крещение взаимно признаётся между Армянской апостольской церковью и Католической церковью[12][13].

Древневосточные православные церкви обычно считаются более консервативными в отношении социальных вопросов, но с энтузиазмом относятся к экуменическим отношениям с неправославными христианскими церквями. Все Древние восточные церкви являются членами Всемирного совета церквей[14].

Евхаристическое общение между разными церквями не предотвращает разногласий или напряженности между некоторыми из них.

Двустороннему диалогу между Сирийской Православной Церковью и Ассирийской Апостольской Церковью Востока в рамках диалога Церквей сирийской традиции препятствуют предварительные условия, выдвинутые Коптской Православной Церковью.

В Индии Маланкарская яковитская сирийская ортодоксальная церковь остается под юрисдикцией Сиро-яковитской православной церкви, а Маланкарская православная церковь, провозгласила себя автокефальной. Отношения между двумя церквями иногда бывают натянутыми. Принадлежность многих храмов оспаривается.