Богословский диалог между православными и древневосточными православными церквями


Богословский диалог между православными и древневосточными православными (нехалкидо́нскими) церквями — богословские консультации[прим. 1] в рамках работы Смешанной богословской комиссии с целью установления евхаристического общения между двумя группами церквей[2].

Активные консультации между представителями двух групп церквей были начаты во второй половине XX века: в Орхусе (1964), Бристоле (1967), Женеве (1970) и Аддис-Абебе (1971)[1]. После неофициальных контактов православные и древневосточные церкви[прим. 2] создали собственные богословские комиссии для участия в диалоге, которые образовали Смешанную богословскую комиссию. Заседания Смешанной комиссии состоялись в Шамбези (Швейцария) (1985, 1990, 1993), в коптском монастыре Святого Паисия (Египет) (1989) и привели к принятию ряда выработанных документов[1].

Реализация данных документов должна была состояться после утверждения поместными православными церквями и древними восточными церквями[3]. Документы, принятые Смешанной богословской комиссией, положительно восприняли Константинопольская, Румынская[1][4], Александрийская и Антиохийская церкви[5][6], с православной стороны, и Сиро-яковитская, Маланкарская[6] и Коптская православные церкви[5][7], с древневосточной стороны. Несмотря на принятие совместных документов, богословские, канонические и другие причины воспрепятствовали дальнейшим действиям церквей по объединению[8]. Таким образом, снятия взаимных анафем и восстановления полного евхаристического общения между православными и нехалкидонитами не произошло. Так, например, Русская православная церковь на Архиерейском соборе 1997 года отметила, что Шамбезийское заявление «не должно рассматриваться как окончательный документ, достаточный для восстановления полного общения между Православной Церковью и Древними Восточными Церквами»[9].

Практически сразу после проведения в 451 году IV (Халкидонского) Вселенского собора и разделения, по инициативе византийских императоров начались попытки воссоединения. В VI веке после преодоления Акакианской схизмы и очередного витка противостояния произошёл окончательный разрыв халкидонитов (дифизитов)[прим. 3] с нехалкидонитами (миафизитами)[прим. 4]. Последние организовали собственные независимые церковные иерархии в Сирии и Египте[22], а Армянская церковь в 550-х годах на поместном соборе окончательно отвергла решения Халкидонского собора[23][24]. Дальнейшие попытки диалога осложняло то, что нехалкидониты не являлись единым сообществом, и византийская церковь была вынуждена контактировать с каждой древневосточной церковью отдельно[22].