Энотикон


Энотико́н (греч. ἑνωτικόνбукв. «объединяющее») — вероисповедальное послание византийского императора Зенона клиру и верующим Александрийского патриархата, призванное объединить конфликтующие после Халкидонского собора партии миафизитов и диофизитов.

Согласно Православной энциклопедии, послание составлено византийским императором Зиноном по совету Константинопольского патриарха Акакия[1]. Согласно историку А. В. Карташеву, Энотикон был, по-видимому, редактирован Акакием[2], по мнению профессора В. В. Болотова, Энотикон составлял не Зинон, а всего вероятнее Акакий, которому потом ставили в вину появление Энотикона[3]. Энотикон был издан в 482 году.

В своем Энотиконе император Зенон исповедует все основные, не вызывающие возражений догматы христианства, признает святость и православность трех первых Вселенских соборов, то есть Никейского, Константинопольского и Эфесского и делает особый акцент на важности двенадцати анафематизмов святого Кирилла Александрийского. Таким образом, Зенон отказывается от признания как Второго Эфесского, так и Халкидонского соборов, равно претендующих на статус Четвертого Вселенского, но и равно разжигающих страсти. Толерантность же, которая иногда приписывается Энотикону, состояла в том, что он не анафематствовал сами эти соборы, хотя прямо анафематствуется всякое учение, которое не согласуется с выше обозначенными критериями истинности: «Всякого же иначе мудрствующего теперь или когда бы то ни было, в Халкидоне или на каком-либо ином соборе — анафематствуем»[2].

Главными анафематстванными лицами Энотикона, «мыслившими несогласно с вышеупомянутыми отцами», становятся с одной стороны Несторий, что являлось требованием миафизитов, а с другой Евтихий, объявленный еретиком диофизитами. Необычность такого двухстороннего анафематствования была в том, что если ради единства церкви по требованию миафизитов диофизиты отреклись от Нестория еще при подписании так называемой «Антиохийской унии», то миафизитам, до того не признававшим за Евтихием приписываемой ему диофизитами ереси, отрекаться от него приходилось уже при подписании самого Энотикона. Таким образом, с диофизитов снимались подозрения в «несторианском» раздвоении Христа на отдельных Бога и человека, с миафизитов же снимались подозрения в «евтихианском» смешении двух природ во Христе и в отрицании человечества Христова. При этом Энотикон намеренно не использует традиционных в христологии терминов «природа», «ипостась» и «лицо», которые понимались в противоборствующих христологических системах халкидонитов и нехалкидонитов по-разному, что лишь усугубляло разногласия.