Согласительное исповедание (433)


Согласительное исповедание 433 года — компромиссное христологическое исповедание, ставшее доктринальной основой так называемой «Антиохийской унии», в которой преодолевался канонический раскол между Александрийской и Антиохийской церквами, возникший вследствие Эфесского или III Вселенского собора (431). «Антиохийская уния» подразумевала признание Антиохийской церковью ряда возражений Эфесского собора под председательством Кирилла Александрийского и согласие с анафемой взглядов архиепископа Константинопольского Нестория, при этом сам Кирилл подписывался под подготовленным антиохийской стороной взаимоприемлемым исповеданием.

Авторство текста Согласительного исповедания является спорным, поскольку мнения среди современных комментаторов разделяются между Павлом Эмесским и Феодоритом Кирским. Авторство Павла признается историками более вероятным, поскольку именно он был инициатором унии и главным проповедником примирения между архиепископами Кириллом Александрийским и Иоанном Антиохийским, в то время как Феодорит очень долго оставался непримиримым оппонентом Кирилла и был против признания толкований Кирилла, внесённых Кириллом в Согласительное исповедание, частью Согласительного исповедания[1].

Согласительное исповедание «Антиохийской унии» до V Вселенского собора рассматривалось в халкидонитских церквях как итоговый документ Эфесского Вселенского собора. Такое мнение крайне спорно, поскольку документ не имеет соборной и общецерковной ратификации, но является не более чем договором о компромиссе между предстоятелями двух кафедр, к тому же потерявшим свою актуальность сразу после смерти инициаторов унии. Отказ от соблюдения Согласительного исповедания привел к возобновлению доктринального конфликта между сторонниками александрийского и антиохийского богословия, следствием чего стал созыв соборов в Константинополе (448), Эфесе (449) и Халкидоне (451).

Сам факт проведения и итоги Эфесского собора 431 года, который провел Кирилл Александрийский, его сторонники и легаты римского папы, вызвал протест со стороны антиохийской делегации во главе с Иоанном Антиохийским, которого поддерживали также и епископы Константинопольской церкви. По этой причине сторонники Иоанна составили свой, альтернативный собор. Обе группы епископов — Кирилла и Иоанна — поочередно анафематствовали друг друга на своих соборах, которые проводили отдельно друг от друга в Эфесе.