Конституция Испании 1931 года


Конституция Испании 1931 года — основной закон Второй республики (провозглашённой 14 апреля 1931 года), утверждённый Учредительным собранием 9 декабря и действовавший до 1 апреля 1939 года.

Благодаря ей в истории Испании во второй раз как глава государства, так и глава правительства были избираемы на основе демократической процедуры.

Изначальный проект конституции, подготовленный комиссией под председательством реформатора и юриста-католика Анхеля Оссоры и Гайарда, был отклонён, исправленный же проект был одобрен Учредительным собранием 9 декабря 1931 года. Конституция учреждала светскую демократическую систему государственного устройства, основанную на равных правах для всех граждан, а также содержала положения о региональных автономиях. Она ввела избирательное право для женщин, гражданский брак и право на развод. Давала государственным органам полномочия изымать частную собственность на основании общественной пользы с выплатой компенсации. Также учреждала бесплатное обязательное светское образование для всех граждан и распускала орден иезуитов.

Режим Республики «стал кульминацией процесса мобилизации масс и оппозиции к старому политическому процессу при участии дворянства».[1] По мнению историка Мэри Винсент, конституция предусматривала «реформирование режима с явным и сознательным представление о том, каким образом должна произойти модернизация в Испании. Светское государство, обеспечивающее законность с заведомо неясно определённым чувство социальной справедливости, должно было открыть путь для образованной части граждан, чтобы наслаждаться „европейским“ процветанием и свободой».[2] По заявлениям Фрэнсиса Лэннона, однако, статьи конституции, касающиеся собственности и религии, с их возвеличивание государственной власти и неуважением к гражданским правам «практически уничтожили любую перспективу для развития католического и консервативного республиканизма.»[3]

Конституция была подвергнута критике со стороны большинства религиозных слоев населения, которые считали её антиклерикальной и репрессивной в отношении прав католиков. Однако вместе с тем конституция даровала довольно широкие гражданские права. Многие историки[кто?] отмечают, что конфликт между церковью и государством являлся одной из наиболее значительных причин падения режима Республики и начала Гражданской войны.