Конституция Польской Народной Республики


Конституция ПНР (польск. Konstytucja Polskiej Rzeczypospolitej Ludowej) — основной закон Польской Народной Республики с 1952 по 1989 год.

22 июля 1952 года Законодательный Сейм принял новую конституцию польского государства — Конституцию Польской Народной Республики.

Конституция была написана по образцу Конституции СССР 1936 года[1]. Декларировались основные права, свободы и обязанности граждан, в первую очередь экономические, социальные и культурные. В конституции не говорилось о частной собственности, но гарантировалась охрана личной собственности граждан и индивидуальной собственности крестьян, ремесленников и кустарей[2].

Ликвидировалось разделение властей, верховным органом и выразителем воли трудящихся города и деревни объявлялся Сейм[1]. Предусматривалась подчиненность Сейму судебных органов и прокуратуры[1]. Сейм также назначал и отзывал правительство. В период между сессиями Сейма его замещал Государственный совет, в том числе имевший право издавать декреты, обладающие силой закона. Состав Верховного суда определялся Государственным советом, судьи назначались сроком на пять лет.

В 1976 году была принята новая редакция конституции. Подход к описанию прав и свобод граждан и положения о верховных органах власти не претерпели серьёзных изменений[2]. В конституции был закреплен принцип руководящей роли Польской объединённой рабочей партии. В 80-е годы под давлением объединения профсоюзов «Солидарность» появился ряд демократических институтов: Высший административный суд, Конституционный трибунал, Государственный трибунал, Уполномоченный по гражданским правам[3]. Из подчинения правительству была выведена Верховная палата контроля. В конституцию были внесены положения о референдуме.

После апрельской конституционной реформы 1989 года был восстановлен сенат. Однако Сейм продолжал считаться «верховным органом государственной власти». Сейм и сенат составили Национальное собрание. Вводился пост президента, избираемого Национальным собранием на 6 лет. Президент должен был контролировать соблюдение конституции. Он подписывал законы, принятые Сеймом и сенатом, и имел право отлагательного вето (преодолевалось 2/3 голосов в Сейме)[4]. Наиболее важные акты президента требовали заверения председателем совета министров, президент имел исключительное право представления кандидатуры председателя.